Желтые и зеленые курьеры заполонили Москву, как драже Skittles. Они собираются возле ресторанов, гоняют на самокатах и велосипедах прямо по ногам пешеходов или бросаются под колеса машин. Анастасия Барышева расспросила курьеров доставки об их, как оказалось, не такой уж и тяжелой жизни.
Игорь, 22 годаDelivery Club |
Я родился в Вологде, работаю курьером больше года, а раньше учился заочно и совмещал работу с учебой. Копил на оплату образования таким образом. Решил выбрать этот род занятий, потому что у меня не было специальных навыков, плюс мне хотелось изучить Москву. А еще я люблю двигаться.
Горожане относятся к нам по-разному: кому-то мы мешаем своими чемоданами, кому-то помогаем найти маршрут (таких немало), кому-то приносим радость (вместе с едой, конечно же).
Негатив в нашей работе обычно бывает, когда большая толпа людей, а ты спешишь, пробираясь через них, или когда ты долго ждешь заказ, чтобы как можно скорее доставить. В ресторанах бывает разная нагрузка, иногда к указанному времени они не успевают. А так негатив лечится включенными наушниками.
Вообще Москва — большой город, но когда все знаешь, то уже понимаешь масштабы, и он не кажется таким огромным.
Все курьеры помогают друг другу: новенькие спрашивают стареньких о работе. Да и в целом тут как в армии, форма — она сплачивает.
Ирина, 37 летЯндекс.Еда |
Я родилась в Киргизии, выросла в Казахстане, сейчас переехала в Россию. Работа курьера на данный момент является основной — я занимаюсь ею уже два года.
Когда я по стечению обстоятельств оказалась в Москве и занялась трудоустройством, столкнулась с проблемой иностранного гражданства. Стала рассматривать предложения, где гражданство было не важно, и как вариант подвернулась работа курьера, тем более что оплату предлагали вполне достойную. (Если верить блогам, где сами курьеры рассказывают о своих доходах, в среднем они зарабатывают около 50–60 тыс. руб. в месяц, если учитывать выходные. — «Москвич Mag».)
Большие нагрузки меня не смущают, но, конечно, парням проще, они физически сильнее и лучше ориентируются на местности. Смешной случай произошел со мной, когда я как-то между заказами присела отдохнуть в вестибюле метро в оконную нишу, где кто-то оставил пакеты от еды и пустые стаканы из-под кофе. Я все это сдвинула в сторону и села. Через какое-то время в стаканчик девушка сунула деньги. Я подскочила, как будто током ударило, хотела вернуть, но она быстро убежала. Тогда я поняла, что не пропаду в этом городе.
Отношение горожан к нам в целом достаточно адекватное. Клиенты всегда радуются: «Еда пришла», или как вчера один молодой человек сказал, когда я ему принесла блины: «Наконец-то и ко мне пришла Масленица». В общественном транспорте нередко раздражаются, особенно в час пик, потому что со своими сумками мы занимаем много места. А вообще достаточно доброжелательны и даже помощь предлагали не раз, когда замечали, что не могу сориентироваться.
До того как я начала работать курьером, я город абсолютно не знала. На момент устройства на работу я в Москве находилась несколько месяцев. Зато таким экспресс-методом все изучила и увидела много исторических зданий, да и просто красивых мест.
Курьеров в Москве сейчас уже не одна тысяча, и у нас есть что-то вроде курьерского братства. Большинство ребят здороваются, даже если не знакомы, но есть и те, кто пройдет мимо и сделает вид, что не видит. У нас есть чаты, в которых ребята объединяются в группы по интересам: кто-то в одном районе работает, кто-то футболом увлекается или просто сдружились и собрались в группу. А если мне нужна помощь, я знаю, что к любому из наших курьеров могу обратиться и мне помогут. Только пусть попробуют рискнуть не помочь! (Смеется.)
Олег, 21 годЯндекс.Еда |
Я из Молдовы. Кроме работы здесь я учусь в Молдове и каждые два-три месяца езжу домой. Я начинал работать еще в стартапе «Фудфокс», который позже купил «Яндекс». Если посчитать, то через неделю будет два года. Много.
Я выбрал эту работу, потому что могу самостоятельно планировать свободное время для учебы и отдыха. Пусть она не престижная, но при грамотном подходе позволяет студенту прилично зарабатывать и быть независимым.
До переезда в Москву я нигде, кроме пляжей Черного моря, и не был. И одной из целей поездки сюда было увидеть что-то новое. Передвижение по городу, по его разным местам дает возможность увидеть другую Москву. Может быть, не такую красивую, как на туристических фотографиях, зато более настоящую.
Как правило, работа курьером — это «день сурка». Каждый следующий день похож на предыдущий. Иногда случается что-то запоминающееся, конечно. Несколько раз давали большие чаевые, больше 1000 рублей. В качестве чаевых давали иностранные монеты, бутылку воды (летом), игрушку из «Хэппи Мила» и ананас. Был момент, когда после доставленного заказа в ливень угостили кофе. В ресторане угощали комплексным обедом за долгое ожидание. Вроде мелочи, но очень приятные и остающиеся в памяти. Негативного отношения к себе я не встречал.
Москва оказалась очень разной. Она как будто объединяет разные города и страны. Внутри Садового кольца та Москва, которую представляешь до приезда сюда: красочная, удобная, для людей. А за Садовым — другая, где не все так радужно и тяжело передвигаться, она скорее для машин: бесконечные проспекты, однотипные микрорайоны, странные торговые центры и подземные переходы. Москва мне нравится тем, что не перестает удивлять. Можно работать в одном районе год, а потом случайно обнаружить уютный сквер, где никого нет, или ракурс для хорошей фотографии.
Курьеры — большая семья, и без взаимопомощи не обойтись. Многие коллеги стали хорошими товарищами, с которыми интересно обсудить не только детали заказов. У нас существует множество чатов: общий, по районам работы, по личным качествам. Даже конкуренция с другими компаниями не мешает людям общаться и помогать друг другу.
Негатив тоже случается. Охранники торговых центров иногда не пускают курьеров в общественные места. С одной стороны, курьеры иногда ведут себя не совсем прилично. По отношению к ним необходимо принимать меры, но индивидуально и с помощью курьерской службы, а не ко всем ребятам без разбора. С другой — это распространяющаяся на всех дискриминация, которую невозможно объяснить никакими законами.
Ира, 22 годаЯндекс.Еда |
Сейчас я работаю курьером в графике 7/0 или 6/1, потому что в данный момент мне интересно только зарабатывать деньги. Я родилась и выросла в Казани. А в апреле прошлого года приехала в Москву с целью зарабатывать: в своем городе не получалось найти работу с более высоким доходом.
По приезде у меня был своего рода план: нужно было найти две работы: одну основную со сменным графиком, а вторую в качестве подработки, чтобы можно было работать, к примеру, неполный день. И вот я нашла основную работу и, возвращаясь после осмотра для медкнижки, увидела девушку в желтой форме с рюкзаком и на самокате. Подошла, поинтересовалась, сколько платят на такой работе и что нужно делать. Зарплата меня вполне устроила, и в тот же день я нашла на hh.ru вакансию курьера. Вот так я и началась моя работа.
Мне никогда не приходило в голову, что эта работа не женская. Меня просто заинтересовало это дело, и плюсом было то, что мне не надо ничего продавать: я просто гуляю по городу, ведь до этого момента в Москве я бывала проездом на два-три дня и ничего толком не видела.
Таксисты и автомобилисты относятся к нам негативно, ведь иногда курьеры несутся прямо под машины. Я тоже очень часто перехожу дорогу на красный, потому что время тик-так. Но когда еду на самокате, стараюсь все-таки соблюдать правила. Впрочем, иногда проношусь на нем (а он электрический) перед старшим поколением, и в этот момент, я полагаю, они меня сильно недолюбливают. Представьте себе: идет бабушка не спеша, у нее свой ритм жизни, а тут я со своим самокатом… У детей, конечно, другие реакции, потому что мы в этой форме похожи на миньонов.
Часто одни и те же курьеры работают в одном районе, постоянно видят друг друга, поэтому между собой общаются дружелюбно. Можно даже сказать, что у курьеров есть друг к другу симпатия: встречая коллегу на улице, я всегда улыбнусь и поздороваюсь, даже если этого человека в первый раз вижу, и даже если он «зеленый». Все равно свой человек. Хотя все люди разные и у всех свои причины идти в курьеры, встречала и откровенное быдло.
Мы часто помогаем друг другу: постоянно вижу, как один курьер другому одалживает свой велосипед, чтобы быстрее доставить заказ. И делается все на доверии. А бывали случаи, что мне на помощь приходил курьер, когда заказ не помещался в мою сумку, мы вместе его доставляли.
Билолхон, 21 годЯндекс.Еда |
Я родился в Узбекистане. Курьером в Москве начал работать с 2016 года, сотрудничал с разными службами доставки, но больше всего с «Яндекс.Едой». Работать курьером начал, потому что нужна была подработка, а эта сфера — одна из немногих, которые могут предложить гибкий график. Да и просто было интересно изучить город, культуру, людей. И не так уж сложно и даже приятно нести людям доброту.
Сейчас именно в нашей службе доставки появилось много девушек. Это результат хорошей работы отдела кадров. Всем это нравится. Хоть девушки, как правило, работают меньше, чем парни, но в целом они не менее профессиональны.
На каждой смене происходят какие-то веселые истории. Часто можно наблюдать, как новички ищут какое-то заведение и делают пару кругов вокруг нужного здания или как клиенты отправляют своих детей через весь подъезд вручить нам чаевые за быструю доставку. Кстати, дети нас очень любят и всегда узнают. Взрослые тоже хорошо к нам относятся. Ну бывают разные ситуации, особенно когда с огромной сумкой пытаешься залезть в переполненный автобус — тогда, конечно, горы возмущения. Но в целом по отношению ко мне горожане проявляют больше позитива, чем негатива: всем приятно полыбиться над миньонами.
В каждом районе у нас есть свои братства. Особенно у велокурьеров — у них, мне кажется, больше точек соприкосновения, чем у пеших. Но в целом мы все здороваемся и улыбаемся, когда видим коллегу. И всегда пытаемся помочь в любых ситуациях.
Кроме курьерской работы в свободное время я занимаюсь спортом.
Оксана, 39 летЯндекс.Еда |
Я родилась на Украине. В Москве живу с 2002 года. По профессии — экономист. Много лет в спорте. Курьером работаю четыре месяца. Мне кажется, эта работа подходит и парням, и девушкам. Конечно, я могу сказать так только со своей точки зрения, ведь я работаю автокурьером.
Начать работать в этой сфере решила спонтанно. Сидели как-то с подругой, пили кофе, говорили о жизни, достижениях, целях. Я сказала, что хочу экспериментов, хочу выйти за рамки комфорта, хочу новых эмоций, новых людей, новых мыслей. Подруга в свою очередь рассказала, что недавно курьер принес устриц из ресторана и учил ее их разделывать. Я слушала и думала: «А почему бы и нет, курьером я еще не была».
Может, это прозвучит удивительно, но у меня практически нет негативных историй. Никто меня не обижал, не оскорблял, не обманывал. Для меня самое страшное — когда открывают дверь в белье. И сколько от ребят жалоб слышала! Особенно возмущаются парни. Хотелось бы попросить клиентов уважать и беречь нашу психику.
Курьеров часто просят выйти из ресторана и ждать заказа на улице или в специально отведенной зоне. Но я не вижу в этом проблемы, правда. Есть правила, и мы должны помнить, что мы на работе. Многие из нас тоже ходят в рестораны. Мне было бы некомфортно, если бы я пришла отдохнуть, а курьеры, официанты и менеджеры суетились бы в зале с коробками, сумками и контейнерами. Считаю, что для доставки должно быть изолированное пространство.
Мне часто задают вопрос о чаевых. Много ли дают? Девчонкам достается больше или меньше? Я для себя этот вопрос решила. Не беру чаевые: у меня достойный заработок, меня все устраивает. Неясно, за что мне их должны дать. Человек уже все оплатил. Я тоже свои деньги заработала. Есть клиенты, которые привыкли давать чаевые, так они мне деньги с таким видом вручают, что приходится взять. Тогда я покупаю себе кофе и мысленно отправляю благодарность человеку. Есть клиенты, которые протягивают чаевые, но когда говоришь «спасибо, не стоит», они благодарно улыбаются, и ты понимаешь, что правильно сделал. Некоторые обижаются, что не берешь деньги: считают, что я брезгую их благодарностью. Другие пишут и спрашивают разрешение перевести чаевые на карту. Все разные. Чаевые дают ровно столько клиентов, сколько привыкли их вообще давать: если за смену я делаю двадцать заказов, то за десять мне точно дадут чаевые. Кстати, кто-то любит чаевые, и это тоже нормально! Им хочется благодарности. И я не думаю, что чаще дают девушкам. Ты их получаешь, если приехал вовремя, если ты аккуратный, вежливый, улыбаешься и не забываешь пожелать приятного аппетита.
Ярослав, 23 годаDelivery Club |
Мне 23 года. Я из Кабардино-Балкарской Республики. Работаю курьером на постоянной основе с лета 2017 года (не считая перерыва по состоянию здоровья). Ни с чем не совмещаю, не учусь (у меня среднее специальное образование).
Начал работать случайно: увидел объявление на сайте, решил попробовать. К моему большому удивлению, мне очень понравилось: коллектив, формат работы, хорошее руководство. Понравилась возможность совмещать приятное с полезным, например сидеть каждый раз в новом месте и читать книгу, смотреть фильм в парке теплым летним днем или исследовать новые районы. Свою роль сыграла и любовь к активному образу жизни: нравится кататься на велосипеде и скейте.
Москвичи относятся к нам по-разному: кто-то хорошо, а кто-то свысока.
Еще два года назад на курьеров все смотрели, как на марсиан, абсолютно везде постоянно ощущались встревоженные взгляды. Но со временем люди привыкли и стали к нам относиться более лояльно. Впрочем, еще время от времени встречаются люди, которые все-таки не понимают, кто мы и чем занимаемся.
Главный негатив исходит от людей, которые общаются в ресторанах с персоналом и курьерами с неуважением и на повышенных тонах без каких-либо причин. Также попадаются клиенты, которые указали неправильный адрес, но при этом психуют и злятся, когда просишь объяснить, где это находится и как туда попасть. Также есть люди, которые не указывают необходимость размена и, на пороге дома протягивая большую купюру, удивляются, рвут волосы на голове и хотят, чтобы мы взяли размен из воздуха. Но сколько курьеров, столько и ситуаций, у кого-то они незначительные, у кого-то доходит до драки.
В общем и целом за эти почти два года я полюбил город, несмотря на бешеный ритм жизни и суровую погоду. Единственное, жаль, что в Кремль не пускают.
Многие курьеры между собой близко общаются и помогают друг другу. Можно запросто подойти и познакомиться, многие идут на контакт. Очень редко, когда кто-то может подставить, но это уже зависит от человека. Сам я нашел более десятка людей, с которыми хорошо общаемся не первый год.
Анастасия, 23 годаЯндекс.Еда |
Это моя основная работа, поскольку я переехала в Москву месяц назад. Родилась я в Иркутске, рядом с озером Байкал. Курьером работаю две недели.
Мне срочно нужна была работа, и я подумала, что это очень полезно для здоровья — много ходить и двигаться. Девушкам так вдвойне — мы все хотим красивую фигуру. На улице все удивляются и смотрят на тебя, потому что работают в основном парни, девушки в такой профессии редкость. А еще уступают место в транспорте, помогают открывать дверь.
Из странного я бы отметила то, что иногда относишь заказ в то же здание, в котором находится ресторан. Людям или лень выйти, или они очень заняты.
В первый день работы у меня долго не было заказов, и я поспрашивала курьера на улице обо всех нюансах работы. Он с радостью помог, дал мне много отличных советов и даже проводил до первого ресторана, где был заказ, и показал, как что работает.
А однажды было, что водитель не хотел пускать в маршрутку, потому что сумка большая, и закричал на весь салон: «Выйдите отсюда!» А я говорю: «Я нормально влезла, и я тоже пассажир». Он кричит: «Это я буду решать, кто поедет, а кто нет». Но я все равно не вышла и поехала до своей остановки.
Еще в первый день работы охранник заведения не пустил меня ждать заказ и сказал стоять на улице, хотя был страшный холод и ветер. Но менеджер ресторана вступился за меня и пустил внутрь погреться.
Чаевых дают маловато. За все время работы набралось всего 500 рублей. А так все хорошо, просто я готова на любую работу, и если что-то негативное случается, я не обращаю внимания. У тех, кто этот негатив льет — у того не все хорошо, а у меня-то все отлично.
Андрей, 22 годаDelivery Club |
Я из Брянской области, курьером работаю почти пять месяцев. Сейчас занимаюсь только курьерской работой, а в свободное время — спортом.
Пошел на эту работу, чтобы лучше узнать город, и вообще работа, связанная с движением, мне нравится: для здоровья полезно ходить.
Все курьеры, с которыми я сталкивался до сих пор, абсолютно адекватные ребята. В случае, если возникали какие-либо трудности, в помощи не отказывали.
Николай, 20 летЯндекс.Еда |
Мне 20 лет. Я студент 3-го курса факультета бизнеса и менеджмента Высшей школы экономики. В свободное от работы и учебы время я занимаюсь тяжелой атлетикой и верховой ездой. Летом готовлю школьников к экзаменам по математике и русскому языку. Я коренной москвич, живу между Садовым кольцом и Третьим транспортным — на границе Марьиной Рощи, Мещанского и Тверского районов.
Курьером «Яндекса» я работаю на протяжении семи месяцев, то есть провел больше 1500 часов на сменах и приблизительно столько же заказов доставил.
Мое попадание в курьерскую сферу было довольно спонтанным решением. Моей первой работой стала стажировка в банке «Открытие», что примечательно, в данный момент он является партнером «Яндекс.Еды». Стажировка была интересна для меня в плане развития управленческих навыков на практике. После прохождения практики я прошел отбор и стал членом-волонтером оргкомитета FIFA на время проведения чемпионата мира по футболу 2018, чтобы поучаствовать в проекте международного масштаба и познакомиться с людьми, занимающимися спортивным менеджментом.
После окончания чемпионата я собирался пойти на стажировку в «Газпром» к знакомому, работающему директором одного из филиалов, но он дал мне контакты менеджера открытой им кофейни. Так, после очередного собеседования, я стал бухгалтером и бариста кофейни и попал в гастрономическую сферу. В конце июля кофейне отказали в продлении аренды, и она закрылась. Я, думая о необходимости поиска нового места работы и скором начале учебного года, ехал на фуникулере и остановился взглядом на парне, одетом в ярко-желтую одежду и с улыбкой слушавшем музыку. Как раз перед этим при обсуждении возможных вакансий брат рассказал мне о своем опыте работы курьером документации. Я уже много раз до этого натыкался на ребят в желтом, и стремительный рост их количества меня удивлял. Я не понимал, что за еду они носят и как это работает. В тот момент на фуникулере я сказал себе: «А почему бы и нет, стоит хотя бы попробовать».
Я оставил резюме на сайте Работа.ру, и компания «Яндекс.Еда» пригласила меня на собеседование. Придя в офис, я был приятно удивлен удобством системы взаимодействия, менеджмента. Я сразу подружился с командой «Яндекс.Еды» — такими же жизнерадостными, молодыми перспективными ребятами, развивающими новую ветвь «Яндекса».
Наиболее привлекательной для меня стала возможность полной свободы в выборе рабочего графика, так как был близок новый учебный год и полный рабочий день меня никак не устраивал.
Во время работы курьером со мной успело произойти такое количество курьезных, смешных, забавных и милых событий, что можно написать целую книгу. Когда ты находишься в самой гуще событий в непрерывном «муравейнике» Москвы, день скучно провести не получится.
За время работы я побывал на «Газгольдере» у Басты (Василия Вакуленко), на студии звукозаписи у T-Killah из «Дневника Хача», у ребят из Comedy Club, ТНТ-Music, встретился с Алексеем Венедиктовым на радиостанции «Эхо Москвы», познакомился с очаровательной семьей Влади («Каста»), некоторыми актерами, героями моих любимых YouTube-каналов — Юрием Дудем и «Иностранцы слушают русскую музыку», блогером Трансформатором и другими. Чаще всего ты не знаешь, к кому и куда ты доставляешь заказ конкретно, и такие встречи становятся приятным сюрпризом. Также очень смешно видеть реакцию звезд на твою застывшую физиономию, когда они открывают перед тобой дверь или внезапно выходят к тебе из-за угла.
Вообще работа курьером, по-моему, интересна с точки зрения социологии — можно наблюдать, как люди встречают тебя и получают заказ — все это делают совершенно по-разному.
Но главная особенность работы курьером доставки — возможность побывать в домах, исторических зданиях, сталинских высотках, частных усадьбах, башнях «Сити», офисах больших компаний, элитных жилых комплексах, в которые проход доступен только ограниченному кругу лиц. Однажды, заходя в закрытый жилой комплекс, я с удивлением обнаружил в его дворе почти в полный размер бюст статуи Свободы. А иногда входишь в особенно ничем не примечательный снаружи дом в центре, но стоит закрыть за собой дверь, как тут же оказываешься во дворце некоего императора, с золотыми колоннами, дубовыми стенами и полом из мрамора. Бывает и так, что подъезд обшит мехами, обставлен растениями, а пол покрыт красным ковром и стоят кресла, похожие на троны, так что возникает ощущение, что в этом подъезде чище, уютнее и оригинальнее, чем в твоей квартире. Также из таких зданий часто открывается необычайно красивый панорамный вид.
По истечении полугода работы каждый курьер становится ходячим путеводителем по миру гастрономии Москвы. Ты получаешь знания о внутренней кухне каждого ресторана: как быстро готовится еда, какие блюда лучше брать, а какие нет, где какие вид из кафе и музыка, какой размер порций, какой персонал, где лучший экран для просмотра футбола и так далее. И если мне захочется провести светский вечер, то я всегда знаю, куда мне в этот раз с этим человеком пойти.
Я постоянно составляю себе рейтинг понравившихся мест, в которые вернусь как клиент и какие могу порекомендовать знакомым, потому как вижу гораздо больше, чем обычный посетитель. В некоторых ресторанах я попадаю прямо на кухню и наблюдаю, как готовятся блюда — это тоже увлекательный процесс. Встречались и заведения, в которых все красиво и чисто, а внутри полная антисанитария и бегают крысы, бывает всякое.
Однако курьер становится не только знатоком гастрономических мест, но и знатоком Москвы в целом.
Еще одним пунктом является практика иностранного языка. Иностранцы — всегда самые вежливые клиенты, и стоит заговорить с ними на их языке, как они сразу желают продолжить беседу о том, куда стоит сходить в Москве, где купить ту или иную вещь, как куда попасть. Так, однажды я доставлял заказ девушке из Норвегии, не разговаривавшей на русском, и она не могла указать мне путь. Тогда я перешел на английский, и проблема решилась. Оказалось, что она приехала учиться по программе обмена в мой университет, сказала, что у нее нет знакомых в Москве, и предложила провести ей экскурсию по городу, рассказать о России. Так у меня появился друг из Норвегии.
Из смешных ситуаций мне приходит на ум ночная доставка из «Макдоналдса» по тросу в окно кадетского корпуса голодным подросткам. Мы все смеялись и были рады, когда товар достиг точки назначения.
Еще был забавный случай, когда клиент так проголодался, что не вытерпел, приехал и забрал заказ сам, позвонив и извинившись за свою несдержанность. Мы оба посмеялись. Бывает, что клиенты просят докупить какие-либо принадлежности. Так, однажды клиент попросил докупить к заказу контрацептивы и Marlboro. Как же не выручить человека в такой ситуации.
А однажды поклонник заказал разных вкусностей на 15 тысяч и попросил доставить их понравившейся ему девушке инкогнито. Сложно забыть, какого размера были глаза, удивление и радость ничего не подозревавшей женщины, когда я позвонил, пригласил подойти и при ее коллегах все это ей вручил. Она кричала, что «это ошибка и это не может быть все мне». В эти моменты чувствуешь, что у твоей работы есть смысл.
До определенного момента для курьеров, работающих до глубокой ночи, заказывали «Яндекс.Такси» бесплатно до дома, о чем таксисты не знали, и первое время реакция окружающих и таксистов «Яндекс.Такси», к которым подсаживается «Яндекс.Еда», была бесценной. Так, в одном из обратных путей со смены я встретил таксиста, который был художником. И он во время поездок давал клиентам посмотреть свои картины и рисунки и предлагал купить понравившееся. В пути было не скучно.
Самыми же запоминающимися моментами во время смены для курьера являются заказы с большими чаевыми. Был и случай, когда я пришел к клиенту, а он мне говорит: «Николай, вы любите грузинскую пищу? Мой голод уже куда-то делся». И предложил мне часть блюд. Я был удивлен.
Совсем недавно, во время Масленицы, был очень милый случай. Когда я поднялся на этаж, молодая пара встретила меня горячими блинами с икрой и не отпускала, пока я не съем. Был снег и холодный ветер, так что это было как нельзя кстати.
Поскольку мы, курьеры, всегда спешим, то нередко случаются ситуации, когда мы попадаем в ДТП — автолюбители далеко не сразу надевают зимнюю резину либо слишком рано возвращаются к летней. Так, однажды меня сбили, когда я переезжал пешеходный переход на самокате. Чудом я ничего себе не повредил, почти весь удар принял на себя самокат. Я записал на камеру водителя, что не имею претензий, и после его вопросов, нормально ли все, я поспешил дальше. Удивительно, что заказ остался цел.
Но самый смешной случай произошел, когда моим клиентом оказался мой же одногруппник. Ни он, ни я никак не ожидали увидеть на пороге друг друга. Москва такая огромная, больше шести тысяч курьеров, а мне достался один из 25 моих одногруппников.
На протяжении моей работы отношение к курьерам «Яндекс.Еды» менялось от удивления и неприязни до приятия. Сначала окружающие смотрели на меня как на инопланетянина, особенно за пределами Третьего кольца, не понимая, кто я и что я. Часто спрашивали: «Вкусная ли у вас еда?» — думая, что существует некий «Яндекс.Ресторан», готовящий собственные блюда.
Отдельную реакцию мы вызываем у детей. При виде меня и других курьеров они улыбаются и дергают родителей за руку: «Смотри, мааам, Яндекс идет!» или: «Ооо, пицца. Мама, желтый человечек идет».
Еще у нас есть курьерское братство. У нас есть чат, который именно так и называется. Все общаются друг с другом на «ты» независимо от того, являешься ли супервайзером, бухгалтером или курьером. Это помогает быстро адаптироваться к новым условиям работы. Если у кого-то ломается велосипед или самокат, то находится курьер поблизости, который приходит на помощь с ключом, запасной шиной или подшипником.
Наша работа сложна тем, что наполнена психологическим и социальным давлением. По моему опыту, наиболее агрессивно настроенными к курьерам людьми являются охранники торговых центров и ресторанов. Возможно, у них таится внутренняя неприязнь из-за меньшей зарплаты, еще чего-то либо в некоторых заведениях охранниками нанимают бывших заключенных и абсолютно неадекватных асоциальных людей. Я, доброжелательно и осторожно заходя в кафе или ТЦ, сталкивался с прямыми оскорблениями в свой адрес и резкими просьбами покинуть ресторан, хотя я обязан предупредить о приходе менеджера и получить чек или номер заказа. Однажды охранники закрыли мне проход в лифт и, смеясь и оскорбляя, требовали пользоваться лестницей: «Лифт только для посетителей», хотя ресторан находился на 5-м этаже. Было очень обидно.
С клиентами неприятных случаев гораздо меньше. Раньше были клиенты, которые заказывали на 100–300 рублей и требовали сдачи с 5000. Особенно смешно было, когда такие заказы приходили подряд. Бывает, когда доставляешь вечером в дождь дальний заказ на три километра, а клиент находится в труднодоступном месте, куда не идет общественный транспорт, в здании отсутствует или не работает лифт. И клиент только приоткрывает дверь, выхватывает заказ, сварливо произносит: «Почему так долго?» — и захлопывает дверь. В такие моменты нужно держать себя в руках и понимать, что это издержки профессии.
Еще каждый день происходят случаи, когда сотрудники полиции задерживают курьеров и помимо паспорта и патента требуют предъявить трудовой договор и медицинскую книжку, хотя юридически работник при себе не обязан их иметь и предоставлять эти данные полиции. Даже были случаи, когда сотрудники требовали, помимо прочего, предоставить им чек на покупку самоката или велосипеда, которым пользуется курьер.
Сложно еще было зимой, когда столбик термометра не поднимался выше минус 18 градусов, а сотрудники и охранники ресторанов отказывались пускать даже на порог. Это казалось бесчеловечным. В один из дней было достаточно достать телефон из кармана, как рука тут же немела от холода, а экран отказывался слушаться. Некоторые заказы готовили больше 20 минут, и приходилось отжиматься, чтобы остаться целым.
Работа курьером далеко не так проста, как кажется на первый взгляд. Необходимые качества, которыми должен обладать курьер — пунктуальность и психическая устойчивость. Раздражающих факторов очень много — от пропадающего интернета, нескольких одновременно приходящих заказов, транспортного коллапса, недоложенного блюда и опоздания к клиенту до невежливых сотрудников ресторана и конфликтных горожан и клиентов. Если человек спокоен и стрессоустойчив, то эта работа отлично ему подойдет, он будет получать удовольствие от путешествий по городу, станет спортивным и закаленным и всегда будет при деньгах.
Фото: «Москвич Mag», из личных архивов