Дом недели: особняк Хлудова—Пантелеева на Земляном Валу
Фасаду двухэтажного особняка на Земляном Валу отводилась роль эффективной наружной рекламы, с которой тот отлично справлялся. Продуманно устроенная витрина много говорила воображению и, без сомнения, возбуждала потребительский интерес.
Усадьбу (Земляной Вал, 56, стр. 3) разбогатевший крестьянин Владимирской губернии Филипп Пантелеев приобрел с публичных торгов в 1892 году и развернул бизнес в Москве.
Во дворе нового владения, в юго-западном угловом строении, купец устроил скульптурную мастерскую, где производил барочную лепнину. Природа щедро одарила его бизнес-талантами.
Собственную продукцию — сочный, пышный, избыточный даже гипсовый декор — Пантелеев вынес на парадный фасад дома. Матовая поверхность лепнины, белые причудливые изгибы, ломаные линии дарили особенный эффект, на блеск позолоченной резьбы совсем не похожий.
Наряд архитектуры в «одежды» классицизированной эклектики в конце XIX века входил в моду. Это было время торжества скульптурных форм, румяных путти, обрамляющих оконные проемы, фронтонов с картушем, пилястр с растительным орнаментом, львиных масок, кариатид. Купец поймал этот тренд.
Капитальный ремонт своего свежеприобретенного владения Филипп Пантелеев доверил Константину Дуванову. Двухэтажный особняк с каменным подвалом, нижним кирпичным этажом, верхним деревянным и антресолями архитектор приводит в порядок. Подобно фасаду, интерьер изобиловал гипсовым декоративным убранством. Лепным шиком особенно отличалась анфилада апартаментов второго этажа, занимаемых семьей хозяина дома. Первый этаж и антресоли сдавались внаем.
Потолок покрылся гипсовым растительным орнаментом с птичками, сатирами, фигурками купидонов. Одну из комнат, музыкальную гостиную, украсили объемные изображения скрипок, мандолин, труб.
У дома с севера соорудили пристройку с зимним садом, оранжереей и фонарем естественного света. Тогда же появились ограда со сфинксами, ворота с вазонами, но вся эта роскошь, увы, не уцелела от времени. Не сохранились и балконы: один, на парадном фасаде, поддерживаемый атлантами, выполнявший исключительно декоративную функцию, и второй, служащий благодаря особенностям рельефа выходом в небольшой усадебный сад, где стояла беседка.
Начавшаяся в 2020 году научная реставрация здания, выявленного объекта культурного наследия, показала, что на полах лежали художественный дубовый паркет со сложным рисунком и трехцветная мозаика из мраморной крошки, комнаты обогревались изразцовыми печами. Стены были отделаны искусственным, так называемым оселковым мрамором, изготовленным в мастерской Пантелеева.
Снаружи дом приобрел мягкий персиковый оттенок. На этом нежном фоне выигрышно смотрелись продукты пантелеевской гипсовой мастерской, скульптуры муз, масонские циркуль и наугольник, музицирующие путти, остроклювый орел. Центральный фронтон был отмечен вензелем с буквой П — первой буквой фамилии владельца имения.
Улица, где он поселился, тогда еще носила название «Садовая-Земляной вал», происходившее от оборонительного вала, устроенного при Борисе Годунове. Потом здесь начали селиться ремесленники, возникать слободы: Стрелецкая, Казенная, Иноземная. Со временем эти места, находящиеся около Немецкой слободы, на левом берегу Яузы, облюбовало дворянство. Известно, что владение Пантелеева в 1757 году еще входило в состав обширной усадьбы с огородами и прудами знатного дворянина, статского советника Алексея Кирилловича Лихарева.
Двор, на котором уже стояло несколько каменных зданий, в 1803 году переходит в руки семейства купцов Шелапутиных, перешедших в дворянство и подаривших городу топоним «Шелапутинский переулок».
Строения погорели в пожаре 1812 года, после чего усадьба поделилась на три отдельных участка, один из которых числился за Сергеем Ивановичем Буровым, купцом Сыромятной слободы, затем за мещанкой Василисой Лукьяновой. В 1830-е годы усадьба у мещанина Филиппа Егоровича Лукьянова, коллежской асессорши Беляевой.
Примерно в это время на участке начинается стройка двухэтажного особняка, авторство которого приписывается архитектору Афанасию Григорьеву, замечательному мастеру ампира, ведшему практику в районе Таганки.
Хозяином имения становится Герасим Иванович Хлудов. Собственник Товарищества Ярцевской мануфактуры, Егорьевской бумагопрядильной и ткацкой фабрики, известный коллекционер, имел недвижимость по соседству, на Земляном валу — усадьбу Усачевых—Найденовых Высокие Горы. Член прославленного купеческого рода расширяет свои владения. Сочетавшись браком с Пелагеей Давыдовной Широковой, оформил особняк на имя жены. В 1864 году он продает усадьбу купцу 1-й гильдии Сергею Артемьевичу Лямину. И уж после него, торговца «бумажным товаром» в Старом Гостином дворе, здесь поселяется торговец гипсом Филипп Пантелеев.
После революции особняк заняло Управление губернского инженера Моссовета. Его одно за другим сменяют государственные учреждения. Улица меняет название, становится улицей Чкалова.
Последнее время в особняке располагался Центр здоровья цигун «Большое дерево». Нынешней зимой в здании завершилась реставрация.
На фасаде, выходящем на Земляной Вал, вновь воссоздана утраченная лепнина, гипсовый декор, возвращен первоначальный оттенок внешних стен. Сообщается, что в особняке Хлудова—Пантелеева, интерьер которого также пережил реставрацию, откроется гостиница.
Фото: Максим Мухин, pastvu.com