search Поиск
Редакция Москвич Mag

В Этнографическом музее открылась выставка о культуре и быте народов Карачаево-Черкесии

4 мин. на чтение

Выставка «Культура без границ: наследие народов Карачаево-Черкесии в собрании Российского этнографического музея», которая открылась 8 февраля, посвящена столетию образования республики.

В истории музея, которому в свою очередь в этом году исполняется 120 лет, это первая юбилейная экспозиция, посвященная одному российскому региону.

Выставка знакомит с основными занятиями, образом жизни, конфессиональными и музыкальными традициями четырех народов, населяющих республику: карачаевцев, ногайцев, черкесов и абазин. При этом создатели экспозиции хотели показать как самобытность каждой из этих культур, так и их общее наследие, сложившееся в процессе длительного соседства. Посетители увидят более 300 предметов, самый старый из которых черкесский шлем, изготовленный в 1796 году, а наиболее поздние относятся к советскому времени. Особое место среди экспонатов занимают два костюмных комплекса — мужской черкесский и женский карачаевский с уникальной орнаментальной вышивкой золотыми нитями. Высокое искусство местных мастеров проявилось и в разнообразных свадебных подарках — плетеных кисетах, кошельках и поясах в виде тесьмы. Кроме того, на выставке представлены предметы мусульманского культа, музыкальные инструменты и тамги — печати и клейма некоторых карачаевских родов.

Налокотники Кубанская обл., Баталпашинский отд., с. Кайтуково, XIX в.

Значительная часть этих экспонатов демонстрируется впервые.

Специальный раздел выставки посвящен сотрудникам музея, которые занимались изучением традиционной культуры народов Карачаево-Черкесии в начале и первой половине XX века и заложили основу нынешней уникальной коллекции.

Рица Зельницкая, куратор выставки, сотрудник отдела этнографии народов Кавказа, Средней Азии и Казахстана Российского этнографического музея 

Есть ли у вас на выставке любимый экспонат?

Вы не первый, кто задает мне такой вопрос. Более того, меня еще спрашивают: «Экспонаты каких народов ты больше любишь?» Мне всегда сложно ответить, так как я люблю изучать самые разные предметы и узнавать историю людей, которым они принадлежали когда-то. Тем не менее я отмечу два экспоната, показанные на выставке. Это элементы традиционного карачаевского костюма — нагрудник и пояс. Почему я выделила именно их? Наверное, потому что их владелицы, несмотря на трагические события (депортацию), сохранили эти вещи, и у нас сейчас есть возможность любоваться ими. Нагрудник и пояс неразрывно связаны между собой и составляют стилистически единый комплект женских украшений. Он изготовлен в 1907 году Айтасом Джанибековым, родившемся в ауле Карт-Джурт, в честь рождения дочери Хаджат. После смерти мастера предметы хранились у его дочери, чья семья в 1940 году была депортирована в Казахстан. Последний раз комплект из пояса и нагрудника был использован на свадьбе внука Хаджат, Букейхана Каипназарова, в 1983 году.

Расскажите, пожалуйста, о двух костюмных комплексах, ставших центром экспозиции. Почему выбор пал именно на них?

В экспозиции мы рассказываем о быте народов в целом, но именно костюмные комплексы показывают жизнь карачаево-черкесской элиты. Здесь представлены черкесский мужской походный костюмный комплекс и женский праздничный.

Шапочка золотошвейная. Черкесская автономная обл., аул Хабез, XIX в.

Женский карачаевский костюм показывает высокий социальный статус обладательницы — богатая золотая вышивка, использование шелковых и бархатных тканей, высокая праздничная обувь, расшитая серебряными нитями. Мужской костюм дополнен обязательными атрибутами — кинжалом и шашкой с серебряной отделкой. Оружие такого высокого качества исполнения могли себе позволить только представители знати, которые либо заказывали его специально для себя, либо покупали уже готовое.

А еще на выставке вы показываете тамги. Что это такое, из чего сделано, для чего нужно и используется ли сейчас?

Тамга у народов Карачаево-Черкесии — это клеймо, родовой знак. Как правило, тамгу делали из толстой полосы кованого железа. Такими клеймами иногда метили рогатый скот, их вырезали на косяках или створках дверей, на столбах домов, на деревянной посуде, на трещотках — музыкальном инструменте, который задавал ритм танца. Их вытесывали на придорожных столбах, на стенах зданий и даже на каменных могильных памятниках, поэтому можно сказать, что родовые знаки сопровождали человека не только на протяжении всей его жизни, но и после смерти.

Тамгу рисовали на флагах, которые были обязательными атрибутами скачек на свадьбах и поминках. Кроме того, представители горской аристократии ставили эти знаки под документами вместо подписей и печатей. Даже сейчас у карачаевцев свадебный кортеж украшают коврами, на которых вышивают родовые знаки.

Как представлен в экспозиции характерный для горских народов институт куначества? 

Институт куначества очень важен для истории и культуры Кавказа. Радушные хозяева должны были оказывать гостеприимство в любое время года, дня или ночи, чтобы гость чувствовал себя желанным. По горским обычаям иногда даже нельзя спрашивать об имени гостя или цели его визита.

Что касается кунака («кунак» вообще тюркское слово, означающее «гость», но по сути это друг, побратим. — «Москвич Mag»), то тут все по-другому: чтобы оказать ему помощь или поддержку, узнавали о нем все, что было необходимо. Чтобы скрепить свою дружбу, кунаки обменивались подарками. Вручать подарок хозяин мог, по негласному закону, только перед отъездом кунака. Именно через куначество, которое их объединяло, народы Кавказа вели тесное общение по обе стороны гор. На выставке представлен столик для одного человека: его накрывали и заносили в кунацкую или комнату, где проходила трапеза.

Выставка в Этнографическом музее продлится до 17 апреля. 

Фото наверху: Маска. Карачаевская автономная обл., аул Учкулан, первая половина XX в.; молитвенный коврик намазлык. Кубанская область, Баталпашинский отдел, аул Карт-Джурт/предоставлено пресс-службой Российского этнографического музея

Подписаться: