Евгения Гершкович

Дом недели: у засыпанного ручья Кукуй в Денисовском переулке ветшает особняк купца Крупенникова

3 мин. на чтение

Владимир Александрович Рудановский учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, когда повестку в архитектуре составлял стиль модерн и имелся повышенный спрос на каменные особняки с женскими головками и волнистыми линиями в фасадном декоре.

Да и в столичных городах, в принципе, наблюдался нешуточный строительный бум.

Однако Рудановский строит себе в Сокольниках уютную деревянную дачу из бревна, украшает ее пропильной резьбой в русском стиле и рассчитывает в 1901–1902 годах этим реализованным проектом защитить диплом на звание архитектора. Но что-то пошло не так в биографии Владимира Александровича, курса он не окончил, тем не менее смог получить свидетельство Техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел на право производства работ по гражданскому строительству и дорожной части.

Свидетельство позволило недипломированному В. А. Рудановскому (сведения о годах его жизни, увы, не точны: родился около 1850-го, умер после 1917-го) обрести частную строительную практику в Москве.

В 1912 году он получает заказ на проект двухэтажного жилого дома в Басманной части Москвы, в Немецкой слободе. Заказчиком выступил купец А. В. Крупенников, который камню предпочитал древесину, говорят, из соображений здоровья и, надо думать, экологии.

Рудановскому же новая работа, как видно, доставила удовольствие тем, что позволила вспомнить о пристрастии к этому природному материалу и вновь продемонстрировать его потенциал.

Тем временем за прошедшее десятилетие в русской архитектуре несколько изменился ракурс, в центре внимания оказался неоклассицизм.

Элегантный Г-образный в плане двухэтажный особняк со строго симметричной композицией фасада стилистически отвечал новейшим архитектурным течениям, от которых купец не желал отставать.

Автор проекта мастерски и со знанием дела имитировал дерево под камень, не отказавшись ни от ордерных элементов, ни от балюстрады, ни от руста, ни от полукуполов, ни от люнетов, ни от карнизов, ни от пилястр, ни от фронтонов. Богатая деревянная пластика и не по-купечески сдержанная декорация легла на дощатый фон обшивки дома.

Купцу удалось подчеркнуть статус, а польза и красота вновь слились воедино.

Вот только, к сожалению, по части прочности дерево вечно уступает кирпичу. Опустевший в 2016 году дом купца Крупенникова ныне пребывает в весьма плачевном состоянии, ветшает и требует реставрации.

Такого проекта пока не составлено, но признанный объект культурного наследия в Денисовском переулке, 24, в настоящий момент вошел в план проверок.

Если учесть факт, что в начале XVII века вся Москва была сплошь деревянной, а сегодня в городе сохранилось лишь полторы сотни памятников деревянного зодчества (в том числе усадьбы Муравьевых-Апостолов и Василия Пушкина на Старой Басманной, дом Палибина на улице Бурденко, Погодинская изба, дом Носовых на Электрозаводской), то утрата особняка Крупенникова, одного из редчайших его образцов, внесенного в Красную книгу «Архнадзора», обернется преступлением.

Огороженное железной решеткой с заколоченными окнами здание с двух сторон зажато каменными новоделами.

Сам Денисовский переулок представляет собой заповедный уголок старой Москвы, где уникальный исторический ландшафт пока что не сильно тронут. Улица берет свое начало от Токмакова переулка, где некогда у ручья Кукуй, чье русло теперь засыпано, стояли Денисовские бани.

Именно вдоль Кукуя, в этих легендарных во всех отношениях местах, заселились в XVI веке иноземцы и образовалась Немецкая слобода, которую так любил посещать молодой царевич Петр Алексеевич, сделавший свой «европейский выбор».

Есть мнение, что Денисовский переулок получил свое название в честь знаменитого драматурга Дениса Фонвизина, автора комедии «Недоросль», десять месяцев снимавшего здесь дом №13 у почтамтского сержанта Шмелева. Дом, к слову, сохранился.

Прежде чем стать Денисовским, переулок долго назывался Голландским, потому что тут находилась голландская реформаторская церковь, где будто бы похоронили Франца Лефорта. Храм сгорел в пожаре 1812 года.

Денисовский переулок прославился и паровой фабрикой кондитерских товаров, принадлежавшей греку Яни Панайоту. Его сладости ходко шли в Солодовниковском и Лубянском пассажах.

Под №58 по Денисовскому переулку сохранилась постройка Федора Шехтеля, дом купца Василия Щапова, владельца бумаготкацкой фабрики, находящейся подле. В советское время предприятию было присвоено имя Героя Труда Осипа Звонкова, а затем краснокирпичная фабрика стала называться «Красной работницей».

В доме Крупенникова расположился опорный пункт вневедомственной охраны, затем до 2016 года районное население здесь принимал паспортный стол. Правообладателем объекта культурного наследия, таким образом, является Министерство внутренних дел, на которое направлено внимание и от которого ожидаются незамедлительно решительные действия по сохранению памятника деревянного зодчества.

Фото: kuzminov.ru, wiki-wiki.ru, Архив ЦИГИ, И. Нагайцев

Подписаться: