Евгения Гершкович

Дом недели: усадьба Барышникова на Мясницкой

4 мин. на чтение

«Вот где настоящая царская Россия! — говорят, воскликнула актриса Катрин Денев, однажды оказавшись в старинной усадьбе на Мясницкой (д. 42, стр. 2). — Эти интерьеры просто великолепны!»

Сейчас доступ в один из знаковых памятников московского классического зодчества, объект культурного наследия федерального значения в основном закрыт. Иногда здесь проводятся мероприятия, экскурсии и изысканные новогодние ярмарки. И тогда, а также в Дни исторического и культурного наследия в дом с портиком коринфского ордера проникают счастливые посетители.

В глубине парадного курдонера над высоким, чуть выдвинутым вперед стилобатом вознесся центральный объем с треугольным фронтоном и белокаменной лепниной. Двор обнимают боковые крылья с окнами, отмеченные сандриками, кронштейнами и разделенными коринфскими пилястрами.

1913

Когда-то второй этаж по периметру двора украшали полукруглые галереи, поддерживаемые колоннами, но они не сохранились. Уцелели, впрочем, те самые великолепные интерьеры с декоративной отделкой из искусственного мрамора, потолочными росписями, барельефами на античные сюжеты, изображающие Аполлона и муз, Эрота в окружении нимф, Зевса в обличье орла. Особой роскошью отличается бальный зал, квадратный в плане, но из-за круговой коринфской колоннады кажущийся круглым. В этом пространстве много света. Окна выходят на три стороны, а на балконе сохранились хоры для музыкантов.

Дом имеет весьма нестандартную планировку, с причудами — прямо за портиком с колоннами была, например, устроена спальня.

Вот какое описание собственного владения оставил Андрей Иванович Барышников: «… таких частных домов, каков был наш дом, и которых теперь величают дворцами, было в Москве до 20-х годов несколько десятков, но теперь все они уже в казне, за исключением разве трех или четырех. По их размерам, по их великолепию в отделке заслуживали они, действительно, вполне названия дворцов, кто бы ни жил в них. Таким был и наш дом, стоявший покоем средний корпус на двор, боковые корпуса — на улицу и, верно, имевший шагов 120 внутри дома в длине от одного конца до другого…  Глубина среднего корпуса была в два ряда комнат, из которых передние были две больших гостиных; правый флигель состоял только из трех комнат, большого зала с колоннами и хорами, столовой и официянской, то есть относящейся к слугам… »

1957

Корнями история усадьбы уходит в XVIII столетие.

Улица Мясницкая еще при Петре I обрела статус важной транспортной артерии, поскольку вела к Немецкой слободе, куда молодой император имел обыкновение наведываться каждый день. Конечно, знать, в том числе и светлейший князь Меншиков, предпочитала селиться на Мясницкой. Здесь стали появляться роскошные каменные особняки.

Так, князь Кольцов-Мосальский обзавелся участком земли на пересечении Мясницкой и Урусова переулка (теперь — Малого Харитоньевского) и поставил там палаты с флигелями. В 1792 году имение приобрел Иван Иванович Барышников (1750–1834), майор в отставке, обретший дворянское достоинство. Он имел солидный доход, доставшийся от отца, занимавшегося торговлей хлебом, винным откупом и поставкой армии провианта.

Купец-откупщик Иван Сидорович Барышников (возможно, эта говорящая фамилия происходила от слова «барыш»?) за заслуги перед Российским государством по указу Елизаветы Петровны был награжден «почетным серебряным жбаном».

«У деда моего была в то же время торговля с Ригою, а в это время, когда Америка не значила еще ничего торговлею, и весь хлеб за границу шел из России, один-два года счастливых могли составить значительное состояние», — писал в мемуарах уже упоминавшийся Андрей Иванович Барышников. Писатель же Вячеслав Шишков в своей исторической эпопее «Емельян Пугачев» окрестил Барышникова-старшего  «прожженным жуликом».

Фамильные средства позволили Ивану Ивановичу Барышникову развернуться, заняться коннозаводством, увеличением недвижимого имущества, список которого пополнился и владением на Мясницкой. Кроме прочего, Барышников, «человек большого здравого смысла, от природы одаренный удивительным инстинктом художественного изящного», в имении Николо-Погорелое Дорогобужского уезда Смоленской губернии держал оркестр крепостных музыкантов, был просвещенным коллекционером, покупавшим полотна Брюллова, Левицкого и даже Рафаэля Санти.

Женился Барышников сорока лет на шестнадцатилетней дочери богатого купца Ивана Яковлева Елизавете, по воспоминаниям, «умной, деятельной хозяйке, несколько вспыльчивой и заносчивой». Говорят, когда Иван Иванович сватался, Елизавета подвела его к зеркалу и спросила: «Как вы находите себя?» Став бормотать что-то невнятное про преклонный возраст, получил ответ: «Ну а я вам скажу, что вы на мои глаза очень хороши-с!»

У Барышниковых родилось 13 детей. Выжили два сына и пять дочерей. К слову, в Третьяковской галерее хранится портрет Андрея Ивановича Барышникова в полный рост. Отец заказал портрет отпрыска замечательному мастеру кисти Василию Тропинину. Андрей Барышников был кадровым военным, адъютантом генерал-фельдмаршала графа Петра Христиановича Витгенштейна. Впоследствии он пополнил семейную коллекцию живописи.

Проект дома на Мясницкой в 1793 году Иван Иванович, разочаровавшись в работе своих крепостных строителей, заказал Матвею Федоровичу Казакову. Знаменитый архитектор до этого уже строил церкви в имениях Барышникова.

Новая усадьба возводилась на основе уже существующих в этом владении зданий, в том числе сводчатых палат XVII века. Хозяйственные корпуса были поставлены на границе участка, вдоль улицы Огородная слобода. К 1802 году стройка была завершена.

Усадьба чудом уцелела при наполеоновском пожаре 1812 года, но пережила погром и разграбление. Все было старательно восстановлено.

В 1823 году имение отошло зятю Барышникова, мужу его дочери Анны полковнику Степану Никитичу Бегичеву, состоявшему в декабристской организации «Союз благоденствия». Известно, что в 1823–1824 годах в доме гостил друг Андрея Барышникова и Бегичева писатель Александр Грибоедов. В предоставленном ему кабинете в левом крыле трудился над комедией «Горе от ума». Здесь же, на Мясницкой, бывали Вильгельм Кюхельбекер, Петр Чаадаев, Денис Давыдов, Владимир Одоевский.

В 1837 году имение приобретает действительный тайный советник, камергер Петр Петрович Бекетов. Когда тот скончался, усадьба перешла в государственные руки, после ремонта ее арендовала Чернорабочая больница для беднейшего населения. Во второй половине XIX века больница перешла в ведение Московской городской думы.

После революции больницу реорганизовали в Городское отделение хронических больных имени Владимира Короленко. В 1922 году здание занял научно-исследовательский институт санитарного просвещения Министерства здравоохранения СССР. В 1930-е годы оно было отреставрировано архитектором Семеном Федоровичем Кулагиным. В 1989 году помещения особняка, скрывающегося за уникальной металлической оградой и воротами с чугунными шарами, сдали в долгосрочную аренду редакции газеты «Аргументы и факты».

В 2018 году один из корпусов усадебного комплекса приобрела компания «Виктория классик», взяв на себя обязательства по реставрации.

Фото: Максим Мухин, Wikipedia/C0, pastvu.com

Подписаться: