Дом недели: усадьба Царицыно — жертва масонских заговоров и династических игр времен Екатерины Великой
История этого места напоминает сказку с грустным концом.
Лето 1775 года влюбленная Екатерина II провела со светлейшим князем Григорием Потемкиным-Таврическим, с которым уже успела тайно обвенчаться, на лоне природы, в старинной подмосковной усадьбе Черная Грязь. Купив понравившееся ей имение и окрестные деревни у наследников молдавского князя Кантемира за 30 тысяч рублей, императрица переименовала его в Царицыно и пригласила зодчего Василия Баженова.
В невероятной спешке хоромы Кантемиров были сломаны, и московский архитектор Петр Плюскин возвел здесь для временного размещения императрицы и приближенных деревянные постройки.
Был озвучен и желаемый стиль будущего дворца — «в готическом вкусе».
Проводя время в Царицыно, Екатерина увеселялась прогулками, катаньями на лодках и рыбной ловлей на прудах.
Публичные гулянья в Царицыно в XIX веке
Строительство же тянулось десятилетие: на склоне холма в живописном порядке росли здания со стрельчатыми арками, шпилями из красного кирпича, отделанного белым камнем. Английский садовник Фрэнсис Рид разбивал пейзажный парк. Наконец прибывшая в свое владение Екатерина внезапно приказала все построенное сломать. Версий причины царского гнева до сих пор несть числа. Баженов был уволен без жалованья, на его место назначен Матвей Казаков. После смерти Екатерины II строительство Царицынского дворца было немедленно прекращено. Долгострой превратился в романтические руины.
В 1861 году из ведения Императорского кабинета, занимавшегося личными царскими владениями, ансамбль перешел к Удельному ведомству, распоряжавшемуся землями и постройками императорской фамилии. Для государственных целей дворец практически не использовался. Внимание уделялось лишь пейзажному парку. Теперь зеленый массив употреблялся для гуляний, пеших и в каретах, и по преимуществу чистой публики — дворян, чиновников, купцов побогаче.
В 1984 году на территории Царицынского ансамбля открылся Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР. Его первым директором стал художник Илья Глазунов.
Затем московское правительство во главе с Юрием Лужковым взялось достроить и восстановить баженовское детище. Работы мастерских «Моспроекта-2» велись с 2005 по 2007 год.
Руины в 1987 году
Второго сентября 2007 года, в День города, ансамбль торжественно открылся для всеобщего обозрения. В его пространствах ныне устраиваются временные выставки и работают постоянные экспозиции: «Екатерина II. Золотой век Российской империи», «Серебряная кладовая Царицына», «Воспоминание о великой руине», «Искусство Большого стиля» (советское декоративно-прикладного искусство 1961–1991 годов), видеоинсталляция «Царицыно Екатерины II» с участием известных актеров Юлии Ауг и Павла Деревянко.
К 290-й годовщине со дня рождения создательницы подмосковной развлекательной резиденции, главной героини Царицыно, императрицы Всероссийской, урожденной Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской музей выпустил увесистый альбом. Текст для него составил известный историк архитектуры, доктор искусствоведения Дмитрий Швидковский. В залах и парке (причем в разное время года) проводил съемку не менее известный фотограф Михаил Розанов, специалист по архитектурной фотографии. Дизайн книги «Царицыно» принадлежит замечательному художнику Евгению Корнееву.
В Царицыно, этой грандиозной утопии XVIII столетия, запечатлена духовная, политическая, эстетическая атмосфера России эпохи Екатерины II вместе с ее загадками и масонскими легендами.
Императрица очень чутко ловила архитектурные тренды. Во время расцвета английского классицизма, сочетавшего в себе ордерные постройки и живописную композицию естественных парков, в Европе стали появляться усадьбы, напоминавшие рыцарские замки. Самая известная среди них — имение Строберри-Хилл сэра Горацио Уолпола, с которым Екатерина II поддерживала отношения, и, разумеется, она не желала отстать от европейской моды. Не жалея денег, Екатерина организовала целую армию талантливых осведомителей в Риме, Лондоне, Париже и столицах германских государств. Московские зодчие сооружали для нее «готические» ансамбли, в том числе Петровский и Царицынский дворцы, породившие бесчисленные копии в дворянских усадьбах по всей России.
История сохранила свидетельство того, как Екатерина сформулировала свой заказ архитектору в письме, писанном в 1775 году, во время подготовки к празднованию заключения победоносного для России Кючук-Кайнарджийского мира с Турцией: «Любезный Баженов, за три версты от города есть луг; представьте, что луг — Черное море и что из города идут две дороги; ну вот одна из сих дорог будет Танаис, а другая — Борисфен; на устье первого вы построите столовую и назовете Азовом, на устье второй — театр и назовете Кинбурном. Из песку сделайте Крымский полуостров, поместите тут Керчь и Еникале, которые будут служить бальным залом… против Крыма устроится иллюминация, которая будет изображать радость обоих государств по поводу заключения мира… На месте, имеющем изображать Черное море, будут разбросаны лодки и корабли, которые вы иллюминируете».
Оперный дом (Средний дворец)
В течение 1776 года замысел у Баженова полностью сложился, и даже во всех деталях. Об этом свидетельствует созданная им к декабрю того же года монументальная «Панорама села Царицына» — едва ли не самое эффектное произведение русской архитектурной графики.
Василий Баженов изобразил в проекте предполагающие к возведению сооружения: дворцы императрицы и наследника престола, огромный Кухонный корпус (ныне — Хлебный дом), дома для кавалеров и дам императорской свиты, Средний дворец Екатерины II (Оперный дом), павильоны, мосты и ворота. Объекты автор объединил в живописную декорацию.
Например, в убранстве Фигурных (Виноградных) ворот он позволил себе переплетение важнейшего масонского знака, циркуля, с виноградной лозой. Смешивая готические, древнерусские и символические элементы декора, заимствованные из масонских аллегорий, Баженов использовал говорящий архитектурный язык. За это, по-видимому, и поплатился. Как уже упоминалось, весной 1785 года в только что завершенное, но пока без внутренней отделки Царицыно наконец приехала сиятельная заказчица. Взглянула на дворец, построенный для нее Баженовым, и… приказала «сломать оный до основания». Автор проекта был отстранен от всех работ, а через полгода уволен в отставку. Многие исследователи склоняются к версии, что разрушение дворцов в Царицыно связано с преследованиями московских масонов в середине 1780-х годов. Считается, что императрица обнаружила в своей подмосковной резиденции нечто, имевшее отношение к предполагавшемуся заговору вольных каменщиков против ее особы. Павлу Петровичу, своему сыну и наследнику престола, Екатерина свое решение объяснила иначе: в двух одинаковых построенных для них дворцах весьма неудобно внутреннее устройство, узки лестницы и недостаточно высоки потолки. Но тот вряд ли поверил. В Царицыно 1780-х годов отчетливо выразился характер отношений Екатерины II и великого князя Павла.
Фигурные (Виноградные) ворота
Был приглашен другой архитектор, Матвей Федорович Казаков, спокойный, неконфликтный, опытный и с хорошей репутацией.
Из двух десятков сооружений Баженова Казаков сломал лишь четыре. Его проект, тоже готический, представлял собой единый протяженный императорский дворец, не оставляющий иллюзий на предмет, кто его хозяйка и властительница страны. Здесь практически уже не звучит тема наследника престола. Величественное здание целиком посвящено императрице.
Фото: tsaritsyno-museum.ru, shutterstock.com, И. Нагайцев