Евгения Гершкович

Дом недели: здание библиотеки СТД на Большой Дмитровке

4 мин. на чтение

Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей Российской Федерации 17 ноября отметила свой юбилей.

Одному из старейших в Москве книгохранилищ исполнилось 125 лет. Создавалось оно в 1896 году при Московском театрально-статистическом бюро Русского театрального общества под покровительством Его императорского величества.

Первым директором библиотеки был актер, историк театра и библиограф Алексей Алексеевич Ярцев (1858–1907).

Библиотека занимает каменный ампирный корпус на улице Большая Дмитровка, 34, стр. 4. Здание строил в 1817–1821 годах младший брат знаменитого русского зодчего Афанасия Григорьева (автора домов Хрущева и Лопухина на Пречистенке, храма Большого Вознесения у Никитских ворот), Дормидонт Григорьевич Григорьев (1789–1856).

Крепостных помещика Василия Кретова Григорьевых с малолетства явно готовили к роли домашних архитекторов. Они были приписаны к Васильевской слободе Козловского округа Тамбовской губернии.

В 1807 году Дормидонт Григорьев получил вольную. Через два года молодой зодчий уже числится помощником Доменико (Дементия Ивановича) Жилярди в московском Опекунском совете.

В 1817 году Д. Г. Григорьев привлечен к восстановлению здания Московского университета, которым руководил все тот же Доменико Жилярди. Хранящиеся в архиве отмывки тушью и акварели, подписанные Д. Григорьевым, говорят о нем как о виртуозном рисовальщике.

Когда через два года восстановительные работы завершились, Дормидонт Григорьевич назначается университетским архитектором, проектирует отдельные корпуса, входящие в комплекс большого «университетского двора».

Григорьев строит университетскую аптеку на Моховой улице, к сожалению, не сохранившуюся.

Быть может, лучшее творение Дормидонта Григорьева — Типографский корпус Московского университета на Большой Дмитровке, здание производственное, но с рустованным фасадом, наличниками с пальметтами, рельефным фризом с декоративными раковинами и аттиком, украсившее старинную улицу.

В верхнем его уровне расположили типографию и наборную, в нижнем — контору по реализации печатной продукции и корректорскую.

Сама университетская типография, словолитня, была основана несколько ранее, в 1755 году, но лишь когда Москва возрождалась после наполеоновского пожара, обрела собственные помещения.

В 1831 году вот так описывался в прессе интерьер нового строения: «Вообразите длинную залу, в коей в удивительном порядке расположены стены типографии, кассы наборщиков, конторки для корректоров и других чиновников. Литеры разных шрифтов для языков: российского, немецкого, латинского, французского, английского, итальянского, греческого, еврейского и арабского; скорость, чистота и исправность, с какой печатаются здесь книги, журналы и проч., заслуживают внимания».

Типография печатала в те годы сверхпопулярный «Дамский журнал», издававшийся редактором «Московских ведомостей» князем Петром Ивановичем Шаликовым, квартировавшим в том же комплексе «университетского двора», во втором этаже Редакторского корпуса. На первом этаже располагалась университетская книжная лавка. Она принадлежала коммерции советнику, книгоиздателю Александру Сергеевичу Ширяеву. В торговой точке, считавшейся в Москве лучшей, книги стоили, вероятно, недешево.

А. С. Пушкин хоть и захаживал в лавку, а все же в одном из писем к Плетневу попросил: «Пришли мне, мой милый, экземпляров двадцать Бориса…  не то разорюсь, покупая его у Ширяева». Университет у арендатора удерживал в свою пользу от цены каждой книги до 10%.

Ширяев и сам издавал литературу, в том числе «Словарь достопамятных людей» Бантыш-Каменского, «Словарь» Татищева, «Словарь русских писателей» митрополита Евгения, «Экономический лексикон» Двигубского, романы Лажечникова, Загоскина и др.

Содержание типографии, однако, влетало Московскому университету в копеечку, поэтому в 1863 году ее сдали в аренду профессорам, соиздателям газеты «Московские ведомости» публицисту Михаилу Никифоровичу Каткову и доктору римской словесности Павлу Михайловичу Леонтьеву.

В эти годы газета с особой энергией ратовала за национальные интересы русского народа, а антирусские замыслы либерально-космополитических кругов целенаправленно разоблачала.

По завершению контракта в 1887 году арендаторами типографии стали монархисты и черносотенцы Сергей Александрович Петровский и Владимир Андреевич Грингмут.

О Сергее Петровском в бумагах Константина Победоносцева сохранилась резолюция от октября 1887 года: «Осторожнее передать ему на год “Московские Ведомости”, а потом увидим. Я слышал о нем не особенно благоприятные отзывы».

Владимир Гиляровский в «Москве и москвичах» не преминул припечатать: «Дом, занятый типографией, надо полагать, никогда не ремонтировался и даже снаружи не красился. На вид это был неизменно самый грязный дом в столице, с облупившейся штукатуркой, облезлый, с никогда не мывшимися окнами, закоптелыми изнутри. Огромная типография освещалась керосиновыми коптилками, отчего потолки и стены были черны, а приходившие на ночную смену наборщики, даже если блондины, ходили брюнетами от летевшей из коптилок сажи».

После революции корпуса университетской типографии, которая прекратила свою деятельность, превратились в коммуналки и представительства государственных учреждений, в том числе позднее проектного института «Гипротеатр».

В начале 1920-х годов Большая Дмитровка была переименована в улицу Эжена Потье в честь автора «Интернационала», но топониму была отпущена короткая жизнь. В 1937 году, когда отмечали столетие со дня смерти А. С. Пушкина, улица стала Пушкинской. Историческое название «Большая Дмитровка» вернулось в эти места в 1993-м.

В самом начале войны, в 1941 году, сброшенная фашистской авиацией бомба попала прямо в центральную часть комплекса, к счастью, без особых разрушений.

В 1960-е годы бывшая университетская типография, объект культурного наследия Москвы, была отдана Всероссийскому театральному обществу (ВТО). Центральная научная библиотека Союза театральных деятелей расположилась здесь в 1974 году.

Сегодня это уникальное хранилище документов, архивов, в том числе Станиславского, Таирова, Мейерхольда, редчайших фотографий спектаклей, театрального наследия русской эмиграции, журналов, мировой и русской драматургии, художественной литературы. Книжный фонд насчитывает 500 тыс. томов. Библиотека располагает суфлерскими, режиссерскими и рукописными экземплярами пьес.

Но иногда вечерами длинный читальный зал с семью колоннами по оси превращается в театр.

Актеры «Мастерской Дмитрия Брусникина» уже несколько лет представляют в этом старинном пространстве свой музыкальный байопик «Право на отдых». Он о том, как Александра Галича исключали из Союза писателей СССР.

Следующий спектакль можно посмотреть 17 декабря, а заодно записаться в библиотеку.

Фото: Евгений Чесноков, pastvu.com

Подписаться: