search Поиск
Редакция Москвич Mag

Есть такая буква: в KGallery показывают азбуки выдающихся художников — от Бенуа до Кабакова

4 мин. на чтение

В петербургской галерее KGallery проходит выставка «Время азбуки»: на ней представлены известные и редкие издания, а также оригинальные графические листы к азбукам художников за более чем сто лет: от «Азбуки в картинах Александра Бенуа» 1904 года до последней работы Никиты Алексеева «Your First Book: From Apricot to Zucchini and Back Again» (2021).

«Основой экспозиции стала коллекция знаковых азбук ХХ столетия, которые собирал Владимир Петрович Березовский, коллекционер и директор галереи, — рассказывает куратор выставки Ксения Ремезова. — Но нам было важно дополнить книги оригинальными работами — эскизами к имевшимся у нас азбукам или листами из других азбук (неизданных, незаконченных, оставшихся в виде папок с рисунками). И мы очень благодарны Русскому музею, Музею Анны Ахматовой и частным коллекционерам, которые предоставили произведения из своих собраний». В результате зрители смогут увидеть, в частности, эскизы к азбукам Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Владимира Конашевича, Алисы Порет, Татьяны Мавриной, Ильи Кабакова (к книге «АБВ» Анатолия Маркуши), а также отдельные листы к азбукам наших современников — Анатолия Белкина, Александра Флоренского и ушедшего в 2021 году Никиты Алексеева. «Такая простая, казалось бы, книга, как алфавит с картинками, превращается в своего рода художественное высказывание, сила которого зависит, конечно, от мастерства того или иного художника, а нам удалось собрать по-настоящему выдающихся графиков», — говорит Ремезова.

Александр Бенуа. Эскиз иллюстрации. Буква «У — Улица, ураган», 1910-е

Поскольку судить о книге по обложке или отдельным листам сложно, организаторы выставки снабдили экспонаты QR-кодами, с помощью которых можно посмотреть полные pdf-издания разных азбук. Кроме того, по выставке проводятся кураторские экскурсии, по выходным проходят детские мастер-классы, а каждую среду и воскресенье — бесплатные арт-медиации.

Ксения Ремезова, куратор выставочных проектов KGallery

Скажите, пожалуйста, как возникла идея сделать выставку, посвященную азбукам разных художников?

Идея родилась несколько лет назад, но, как обычно это бывает, параллельно возникали другие проекты, да и коронавирусные ограничения внесли свои коррективы. Основой выставки стала коллекция знаковых азбук ХХ столетия, которые собирал Владимир Петрович Березовский, коллекционер и директор галереи.

Отражается ли в истории азбук история страны или история русского искусства?

Мы можем проследить, как приверженность художников тому или иному стилю и направлению в искусстве влияла на оформление азбуки. Например, азбука Владимира Лебедева 1926 года — это очень авангардная по духу, экспериментальная вещь: художник не подписывал у букв слова, а тематические изображения располагал в духе коллажа, что отсылает к кубистической живописи и графике Пикассо — и самого Лебедева, конечно. Что до «отражения истории страны» в азбуках — это слишком громко. Но советских агитационных азбук это точно касается: «Советская азбука» Владимира Маяковского 1919 года, «Азбука пионера» Владимира Каринского, «Азбука красноармейца» Дмитрия Моора, «Октябрьская азбука» Дмитрия Митрохина, «Антирелигиозная азбука» Михаила Черемных — все они есть на нашей выставке.

Есть ли у вас на выставке любимые азбуки?  

У меня несколько фаворитов: один из них — азбука Владимира Лебедева, о которой я уже говорила. Ее я буду обязательно показывать своему сыну, когда он подрастет: пусть она черно-белая, но в ней есть то, что, по словам самого Лебедева, очень важно для детской книги —рисунки, которые удовлетворят познавательный интерес ребенка и расшевелят фантазию. Мы, кстати, выпустили плакаты с азбукой Лебедева — отличная вещь для детской комнаты!

Вера Ермолаева. Буквы Ж.З.И. Букварь. 1920-е

Азбуку Бенуа я тоже, конечно, не пропущу. Его книга — образец эстетской мирискусснической графики, в которой переплетаются как отсылки к детству художника (если почитать воспоминания Александра Николаевича и пролистать затем его азбуку, все станет понятно), так и увлекательные для искусствоведов аллюзии и апроприации из мировой истории искусства: страница с буквой «О — Озеро» — хороший тому пример. Отдельное удовольствие для глаз — редкая «Азбука “Мира искусства”» Мстислава Добужинского 1911 года — ироничные, порой не без колкостей, с большим юмором исполненные шаржированные портреты участников этого художественного объединения — от Бенуа до Яремича.

Илья Кабаков. Эскиз иллюстрации к книге Анатолия Маркуши «АБВ». Буква «С — Светильник»

Еще я трепетно отношусь к сохранившемуся листу из азбуки Самохвалова из собрания KGallery — целиком книга не была реализована и осталась на уровне идеи. Не могу не отметить и азбуку Никиты Алексеева — очень благодарна Алексею Веселовскому из «Пиранези Lab» за возможность показать листы из книги художника, выход которой он, увы, уже не застал.

В графике Алексеева — тонкое мастерство, любовь к обыденным вещам, отсылки к собственному творчеству и мировому искусству и игра, в которую погружаешься с детским удовольствием.

«Азбука “Мира Искусства”» Добужинского — собрание шаржей на его коллег, «Советская азбука» Маяковского — агитация и пропаганда, азбуки городов Александра Флоренского — своеобразные графические путеводители. В каких еще жанрах и формах существуют азбуки?

Бывает еще анималистическая азбука — когда к каждой букве художник подбирает представителя фауны. На выставке есть такая — это азбука Василия Ватагина, выдающегося знатока мира животных, зоолога, художника и скульптора-анималиста. «Сказочная азбука» Татьяны Мавриной, выполненная в узнаваемой манере художницы, — яркий сборник букв, каждая из которых посвящена сказочному персонажу, месту или сюжету: Алмазному дворцу, Ивашке, Утке — золотые яйца, Коту ученому, Острову Буяну, Рыбе-киту и так далее. Выразительный пример современной азбуки — книга «Буквы» Анатолия Белкина — калейдоскоп портретов букв, каждый из которых уникален: когда будете на выставке, сравните, к примеру, «А» и «Ф» или любую другую пару. Это замечательные работы.

Выставка «Время азбуки» в KGallery работает до 10 апреля.

Иллюстрация наверху: фрагмент иллюстрации Александра Самохвалова. Буквы Ж и З, 1920/предоставлены пресс-службой KGallery

Подписаться: