search Поиск
Анастасия Медвецкая

Это мой город: актер Илья Артамонов, который помог задержать стрелявшего у МФЦ

5 мин. на чтение

О русских рижанах, о том, что в связи с пандемией люди стали более агрессивными, и о задержании стрелка у МФЦ на Рязанке.

Я родился…

В Риге, в прибрежном районе единственного в Латвии большого города — население два миллиона. Все остальные городки совсем маленькие.

Вырос в русскоговорящей семье. Прадед переехал в Латвию после войны: у него был выбор — получить квартиру или в Риге, или на Урале. Он предпочел быть ближе к Европе.

Мое детство — это постоянные хоккейные тренировки. Хотя развивали меня в разные стороны: отдали и в спорт, и в музыку, но музыкальная школа занимала меньше времени, поэтому все же детство — тренировки до изнеможения.

Переехал в Москву…

Когда решил заниматься актерской профессией. В 2019 году я приехал в этот огромный холодный город. Хотя до этого много раз бывал в Москве с родителями.

Помню, шел по ВДНХ, торопясь на прослушивание во ВГИК, и поймал себя на мысли, что по ощущениям есть нечто отдаленно напоминающее Ригу. Когда ты новый человек в большом городе, то смотришь на выбранное место с опаской, ощущаешь его энергетику. Во время поступления во МХАТ энергетика этого места почему-то мне не понравилась.

Я привык к ВДНХ. Не вижу там гигантомании: очень красивый парк, за общагой на Бориса Галушкина — акведук. Приятно и относительно спокойно.

Районы…

Есть так себе районы, например Чертаново, но оно прикольное, потому что кинематографичное, реально трущобное. Мы там снимали клип Басты «Любовь и страх». Где же еще могли встретиться околофутбольные фанаты, чтобы бить друг другу морду? Даже приезжали росгвардейцы и смотрели нашу съемку, хотели проверить, не по-настоящему ли мы деремся. Ведь ребята, футбольные фанаты, у которых шея в два раза толще моей, просто месились…  А каскадеры четче умеют отыгрывать удары. В кино надо аккуратно бить в миллиметрах от лиц, чтобы все казалось правдоподобным. Иначе будет либо недостоверно, либо слишком по-настоящему, как у Тома Круза в «Обливионе», когда тот заехал с размаха дублеру — в клипе такой вариант. У меня с однокурсником была репетиция боя к «Серебряной шпаге»: один саблю не выставил, а второй, им был я, успел остановить меч в полусантиметре от лица. Каждый должен заниматься своим делом: кто-то в кадре, кто-то на ринге.

Если выбирать между Москвой и Ригой…

То жить лучше в Риге — спокойнее. Плюс очень красивый центр города. Теплые воспоминания. Но добиваться там чего-то сложно.

Мне Москва никогда не нравилась, но когда я в последний раз уехал в Ригу, с открытием границ после коронавируса, то, посидев в Латвии две недели и вернувшись сюда, я понял, что Москва стала мне родной.

Москвичи отличаются от рижан…

Москвичи больше торопятся. Если мы берем русских рижан, то они ближе к питерцам: манерность в произношении, тягучесть языка. В провинции (а Ригу можно ей назвать, если брать и Российскую империю, и Советский Союз) нет таких скоростей и такой давки, привычной для любого мегаполиса.

Москва меняется…

Плитка — прекрасная! Дорогу ремонтируют, перекладывают по несколько раз. Не знаю, нужно это или нет, но факт остается фактом.

Сама Москва — претензий нет, улучшается. Особенно если посмотреть фотографии 1990-х, где весь город в ларьках.

В Москве меня беспокоит…

Я не стесняюсь говорить об этом, но даже придумать не могу что. Да и те же придурки не так часто попадаются. Хотя в связи с пандемией люди стали более агрессивными. Я даже наблюдал в метро, как один пассажир во время торможения вагона споткнулся и упал, а второй специально пихнул в ответ. Потом они перешли на всякие «Да ты че?!» — завязалась драка на пустом месте.

Сейчас живу…

Зарегистрирован на Рязанке, иногда живу там у своего дяди. Изредка — на ВДНХ.

Студенчество…

Александр Яковлевич Михайлов взял меня со второго тура — я ему понравился, неплохо прочитал. На первом курсе я показывал себя не очень хорошо, а на втором — пошло. Тусовки и «эх, разгуляй!» зависят от количества работы. Было время, когда можно было целыми днями ничего не делать. Тогда мы сидели в общаге и развлекались. Так позже и в профессии: чем меньше ролей, тем больше времени. Кого-то предпочитают больше, а кто-то еще не раскрылся.

В свободное от спасения москвичей от вооруженных граждан время…

Служу в Центральном академическом театре Российской армии — мне очень повезло!

Михайлов сказал, что в Москве начинающему актеру очень сложно устроиться в театр. В большинстве случаев так и есть. Он многим предлагал поехать поиграть в губернии. Многих, поступающих на актерский, ждет печальная участь: работы нет вообще.

Наш же театр — исторически важное место. У нас самая большая сцена Европы и работать на ней очень трудно, не каждому это под силу. В спектакле «Судьба одного дома», в котором я играю, на сцену выезжает настоящая «Катюша»! У нас в труппе хорошие актеры, не каждый театр может таким количеством профессионалов похвастать.

Недавно выпустил премьеру «Два билета в Милан»…

В главной роли в этом спектакле Людмила Алексеевна Чурсина. Она еще ого-го! Прекрасная женщина с чувством юмора. Обычно у актеров и тем более актрис старой школы есть мания величия: вокруг должна быть театральная богемная жизнь. У Людмилы Алексеевны такого нет. Это очень приятно.

Я играю в спектакле несколько пород собак: одну большую, типа бультерьера; маленькую — чихуахуа, собачку Людмилы Алексеевны, у нас прекрасный дуэт; и слюнявого мопса. Сам спектакль про любовь, изначально название пьесы — «Last romance», но наш режиссер Алексей Серов решил заменить на более жизнеутверждающее — «Два билета в Милан». Это добрая комедия. На спектаклях полный зал, насколько это возможно в сегодняшней ситуации.

Инцидент у МФЦ, когда стрелок начал пальбу…

Я не «Брат-2», не святой, не Данила Багров. В кино все идеализируется, можно говорить красивые слова. А в жизни, как мне кажется, все намного проще: либо ты сейчас кинешься — либо тебя застрелят. Либо ты — либо тебя. Конечно, страшно за себя, и работает инстинкт самосохранения.

Если человек боец по духу, то он обязательно прибежит и попробует обезвредить преступника. Чем больше предполагаешь, тем меньше ты счастлив, но зато всегда готов к тому, что может произойти всякое. Надо понимать, что ни на кого полностью нельзя полагаться. Если рядом есть любимый человек, он попробует защитить, но рассчитывать на мгновенный приезд полиции не стоит. Мужчине правильно продумывать худшие исходы событий, тогда он будет ко всему готов.

У меня не было волнения, включился хороший адреналин. В этот момент расширяется спектр зрения, ты пытаешься уловить каждый момент, время начинает замедляться, стараешься полностью контролировать ситуацию. Когда я после всего приехал в театр и начал рассказывать, что произошло, то немного заволновался: нет, не испугался, просто осознал. Все-таки в моей жизни в отличие от силовиков, сотрудников спецназа и полиции это случается не так часто.

Но меня всегда интересовала военная и бойцовская тема — думаю, мог бы уйти в борьбу, если бы меня отдали в смешанные боевые искусства. Раньше, еще в Риге, занимался рукопашкой и боксом, по-прежнему смотрю обучалки на YouTube, а в институте нас учили сценическому бою, фехтованию — тому, что пригодится на сцене, и, оказывается, в жизни тоже.

Но все же прямая обязанность актера — культурно просвещать страну, а не быть на передовой.

Желаю москвичам…

Чтобы никто не сталкивался с такими ситуациями. Всем мира, добра и счастья. Хорошего Нового года и теплого семейного очага.

Спектакль «Два билета в Милан» можно увидеть в Центральном академическом театре Российской армии 12 декабря этого года и 4 января 2022.

Фото: из личного архива Ильи Артамонова

Подписаться: