search Поиск
Татьяна Попова

Где работать в диджитал: как выбрать работодателя и не пожалеть

8 мин. на чтение

После 2020 года «не уметь в диджитал» — значит, не котироваться на рынке. Пандемия заставила рынок быстро, неприятно, но все же адаптироваться к новым условиям. И, наконец подняв головы после кризиса, мы поняли, что мир больше не будет прежним.

Первое большое изменение — новый подход к удаленной работе. Понятие «рабочий день» уходит в прошлое: нас оценивают не по отсиженным часам, а по сделанной работе. На удаленке мы поняли, что работать можно в любых условиях и в любом месте, даже в квартире с тремя детьми. Вопрос лишь в том, насколько это нужно. Большие компании постепенно открывают доступ в офис для тех, кто уже не может жить в режиме «кровать — пижама — ноутбук». Тем более что в московских кофейнях, через силу переживших самоизоляцию, наплывам ноутбуков уже не очень рады: на вопрос про вай-фай официанты стали все чаще, улыбаясь, отвечать: «А у нас его нет». Скорее всего, в 2021 году нас ждет гибкий подход к офису, когда часть рабочей недели можно работать удаленно, а часть — в офисе. Составлять расписание под себя и свои потребности — новый корпоративный тренд, и чем младше персонал, тем важнее для него гибкость графика. По данным исследования кадровой компании Unity и «Coca Cola HBC Россия», 69% опрошенных представителей поколения Z, тех, кто родился в конце 1990-х и до 2010-х, хотят иметь возможность работать из дома, а 40% вообще из любого места в мире.

Второе изменение — прошедший год показал, что бизнес, не продающий онлайн, просто не выживет и не выдержит конкуренции. По данным Visa, 75% предпринимателей в России во время карантина принимали заказы через интернет. Популярность маркетплейсов выросла в разы. И хотя, особенно после осеннего скандала с Wildberries, когда «Дикая ягода» поставила дикие условия брендам, буквально заставив их торговать с 25% скидкой, маркетплейсы называют не самым приятным местом для малого бизнеса, ясно одно — сегодня, если вы не продаете онлайн, вы не продаете в принципе. Так, «AliExpress Россия» впервые раскрыл число заказов — 90 млн за три месяца — и рассказал, что «по итогам 2020 года на площадке было 35 тыс. местных продавцов, 80% из которых — малый и средний бизнес».

Ирина Самохвалова, директор по управлению персоналом и организационному развитию «Ростелеком-Солар», считает, что в 2020 году digital-специалисты стали нужны абсолютно всем, за любые деньги, из любого региона. «За год компании научились эффективно работать удаленно, перестроили архаичные процессы, а самое важное — научились управлять распределенными командами. Массовый переход в онлайн также позволил расширить географию привлечения качественных специалистов, а не зацикливаться на людях из крупных городов», — объясняет Самохвалова. Для специалистов началось золотое время — чтобы поменять работу, можно даже не вставать с кресла.

Хедхантер Алена Владимирская говорит о новой конкуренции между успешными удаленными работниками — конкуренции между москвичами и провинцией. «Зачем брать москвича на удаленку, когда я могу взять человека из моей родной Вологды с теми же компетенциями, но заплатить ему вдвое меньше?» — спрашивает Владимирская. И хотя уровень зарплат специалистов из регионов пока действительно отстает от московских, есть явная тенденция к сглаживанию разницы. «Специалисты в регионах стали стоить как в Москве, тем самым лишив возможности региональных работодателей конкурировать за них», — добавляет Ирина Самохвалова. «Тренд на работу со специалистами из регионов уже довольно давно хорошо заметен в IT-отрасли, теперь он актуален для любых отраслей — это может быть и маркетинг, и финансы, и продажи, и HR», — рассказывает в колонке РБК Алексей Миронов, вице-президент по операционному управлению Ancor.

Валерий Соколов

IT-компании и онлайн-сервисы считаются наименее пострадавшими бизнесами за прошедший год, но это крупные игроки рынка. Небольшим компаниям и агентствам-подрядчикам пришлось сложнее. Валерий Соколов раньше работал в креативном digital-агентстве, руководил аккаунтским подразделением. Сегодня он digital-менеджер в «Перекрестке». Покинуть агентство менеджер решил после того, как понял — три года в агентстве уже слишком, особенно с учетом сложного периода в 2020 году и огромного объема работы. «Жесткого кризиса не было, но большая часть крупных клиентов заморозили бюджеты. Это началось весной и длилось до конца осени. Пришлось дополнительно заниматься ньюбизом и брать много небольших проектов, которые отнимали не меньше ресурсов, чем крупные и высокобюджетные. На тот момент количество аккаунт-менеджеров в компании сократилось вдвое. Правда, в основном расстались полюбовно», — рассказывает Соколов. Сильное выгорание и желание сменить вектор привели на сторону клиента: «Очень интересно посмотреть на все изнутри — новые процессы, задачи, больше экспертизы».

Во время карантина онлайн стал единственным каналом общения с потребителем, так что специалистам из digital и IT-команд было не до «каникул». Это подтверждает Евгений Евлампиев, работающий SMM-менеджером в маркетинге «Ростелекома» и отвечающий за продвижение в социальных сетях брендов «Ростелеком» и Wink: «Год на удаленке показал, что мы можем эффективно работать онлайн, нужно лишь уметь быстро подстраиваться под ситуацию. Да, работы стало больше, но это и драйвит. Мы никогда раньше не сталкивались с таким объемом задач: реализовывали новые проекты, запустили отдельные страницы нашего видеосервиса Wink в соцсетях, продвигали еженедельные онлайн-концерты — это абсолютно новый формат, который появился и “взлетел” именно в период пандемии. Тестировали новые инструменты и форматы — было интересно смотреть, как реагирует аудитория, что лучше “выстреливает”, как люди откликаются. Провели онлайн-курсы поддержки пользователей с коллегами из SMM-агентства».

Ок, идем работать в digital, но куда еще, если не в e-commerce и не в «Яндекс»?

Ирина Самохвалова советует обратить внимание на компании, занимающиеся информационной безопасностью: «Это молодая и перспективная область. Массовый переход на удаленную работу обнажил недостатки защищенности инфраструктур многих компаний. Участились кибератаки, попытки мошенничества, умышленные и неумышленные утечки данных. Защита информационных ресурсов бизнеса и государства — приоритет следующих трех-пяти лет. Спрос на таких специалистов будет расти».

Нина Осовицкая, директор бренд-центра hh.ru, советует присмотреться к компаниям из «Рейтинга работодателей России 2020» по версии hh.ru: «Лучшие результаты с отличной динамикой по сравнению с 2019 годом показали “Росатом”, Сбербанк, Kaspersky, 2ГИС, Тинькофф Банк, СИБУР, Tele2, Rambler Group, РЖД и “Северсталь”. Эти компании, несмотря на разнообразие корпоративных культур и управленческих стилей, объединяет системная и качественная работа с людьми: с одной стороны, они очень много внимания уделяют собственным сотрудникам, инвестируют в их обучение и развитие, вкладываются в заботу о благополучии, а в 2020 году поддержка здоровья и безопасности была особенно критичной, предлагают разнообразные карьерные треки и по-настоящему интересные рабочие задачи». Помимо вышеперечисленных компаний Осовицкая отмечает «Ростелеком» и Альфа-Банк, не принимавших участие в «Рейтинге работодателей России» в 2019 году: «Они очень сильно улучшили свои позиции по сравнению с предыдущими годами. “Ростелеком” — один из самых успешных примеров перехода на удаленку как с точки зрения технологий, которые позволили сотрудникам продолжить работать эффективно и комфортно, а менеджерам эффективно управлять распределенными командами, так и с точки зрения внутренних коммуникаций: очень много интересных инициатив стартовало, например онлайн-радио, марафоны поддержки, горячие линии и многое другое. Из интересных кейсов Альфа-Банка хочется отметить Alfa Battle — онлайн-чемпионат для Java-разработчиков».

Свой рейтинг лучших работодателей России есть и у Forbes. Среди крупных технологических компаний, существенно улучшивших позиции за 2020 год, можно выделить «Ростелеком», за год продемонстрировавший заметный рост, поднявшись с 43-го на 11-е место; на 3-м месте оказался Тинькофф Банк, бывший годом ранее только 25-м, и на 4-м месте — СИБУР, плюс 20 пунктов. Лидером рейтинга стал «Яндекс», поднявшись на 1-е место с четвертой позиции.

Евгений Евлампиев

Обязательный пункт успешной карьеры digital-специалиста — непрерывное образование. Многим компаниям пришлось расширять отделы онлайн-маркетинга, а офлайн-маркетологам, не желающим потерять работу, переучиваться. Hard skills — профессиональные измеримые навыки — сегодня понемногу начинают отвоевывать первенство у модных soft skills — универсальных социально-психологических навыков. «В маркетинге и в digital ты всегда учишься, каждый день. Особенно в digital — мир меняется очень быстро», — рассказывает Евгений Евлампиев из «Ростелекома». В компании он работает уже почти 2,5 года. Мнение, что работа в государственной компании — это «медленно и полно бюрократии», считает мифом: «В digital-маркетинге долго думать нельзя. Мы в команде вполне свободны в принятии решений: быстро рассказать идею, быстро сделать. “Ростелеком” уже давно не привычный всем телеком-провайдер, а технологическая компания с большим IT-кластером: помимо классической телефонии и интернета у нас огромный продуктовый портфель — умный дом, умный город, видеонаблюдение, биометрия, видеосервис Wink, продукты на основе искусственного интеллекта и многое другое. Лично мне нравится, что внутри одной компании можно поработать с абсолютно разными продуктами и целевыми аудиториями».

Еще одним преимуществом работы в крупной компании Евгений считает масштаб: «Каждое решение, которое ты принимаешь, влияет на восприятие бренда сотнями тысяч человек, жителями всех регионов страны. Это вдохновляет и мотивирует, такой масштаб — большой вызов самому себе. Но, с другой стороны, это и большая ответственность, потому что неверное действие может отразиться на репутации компании. Плюс большая компания — это хорошие возможности для роста».

Так ли просто перейти из офлайна в digital? Зависит от того, насколько далеко вы были от онлайн, от вашей обучаемости и желания. «С появлением новых профессий и карьерных направлений стало все больше успешных примеров перехода специалистов из разных областей в цифровую сферу, — объясняет Андрей Виноградов, руководитель центра развития карьеры онлайн-университета Skillbox. — Поток новых людей в digital сейчас высок как никогда в том числе благодаря новым возможностям профессиональной переподготовки: онлайн-образование убирает барьеры для людей без технического бэкграунда».

Это подтверждают и эксперты GeekBrains. «В 2020 году мы заметили рост интереса к направлению digital-маркетинга. Так, самыми популярными факультетами маркетинга в GeekBrains стали “интернет-маркетинг” (его выбрали около 26% студентов) и “SMM-менеджмент” (17%), — рассказывает Виктория Каменева, руководитель направления обучения маркетингу в образовательной платформе GeekBrains. — Еще около 7% студентов направления “маркетинг” закончили факультет продуктовой аналитики. Если говорить про более короткие программы, самыми популярными направлениями стали SMM-менеджмент и digital-маркетинг. В этом году интерес наших студентов к этому направлению продолжает расти: если сравнить популярность направления “маркетинг” в текущем квартале с аналогичным периодом прошлого года, мы видим рост примерно на 140%».

Евгения Нагорная

Год назад Евгения Нагорная работала в продакшне, связанном со съемками — курировала внутренние процессы студии. Но в апреле 2020 года в студии резко сократилось количество рабочих дней, а в начале мая подвернулась возможность продюсировать интересный проект онлайн: «В итоге я стала смещать фокус работы в сторону продюсирования проектов и к концу лета перешла в должность креативного продюсера уже на полный день в агентство “Пиархаб”. Часть моей работы по-прежнему завязана на съемках, но это примерно 10% от всего объема и единственная офлайн-часть. Формат работы онлайн мне подходит на 100%».

С чего же начать специалисту, который хочет перейти в digital? «Во-первых, верно определите направление, — советует Виноградов. — Помимо интереса к технологической сфере внимательно посмотрите на свое прошлое, это ваш ценный багаж: какой опыт работы вы имеете, что получается лучше, какое базовое образование успели получить? Ответы на эти вопросы помогут выбрать направление и профессию. Вам будет легче учиться. Во-вторых, изучите профессию и найдите “свои” ценности. Узнайте, где работают такие специалисты, послушайте открытые лекции, пообщайтесь с представителями профессии, чтобы лучше понять особенности их работы. Многие образовательные школы проводят такие лекции. В-третьих, пробуйте вести блог в соцсетях, изучать ЦА, придумывать дизайн или программировать. Главное — почувствовать, что из такого разнообразия профессий подходит именно вам. Первые же попытки помогут сформулировать вопросы, чему еще вам стоит научиться».

Подписаться: