search Поиск Вход
, , 4 мин. на чтение

«Искусственный интеллект не бывает пьяным» — «мать терминаторов» Ольга Ускова

, , 4 мин. на чтение
«Искусственный интеллект не бывает пьяным» — «мать терминаторов» Ольга Ускова

Гендиректора Cognitive Pilot Ольгу Ускову окрестили матерью терминаторов. Разработанные под ее руководством «мозги» для роботизированного транспорта стоят на комбайнах в России и на трамваях в Китае. Однако это лишь часть того, что готов взять на себя искусственный интеллект.

Чем может быть полезен ИИ Москве?

Москва — самый крупный город Европы, а Московская агломерация и вовсе монстр — 20 млн человек. Хотим мы того или нет, а мегаполис задает безумный темп во всех сферах человеческой жизни. Наш организм с этим не справляется, потому что не создан для такой скорости. В мегаполисах давно нет нормальных людей. У городского человека только два состояния: легкое сумасшествие и тяжелое сумасшествие.

Отсюда для эффективного решения задач, особенно в области критической инфраструктуры, человеку необходимы стабильные, объективные механизмы, которые не находятся в зоне эмоционального поражения.

Город корежит человека негативными эмоциями, негативной эстетикой, негативным тактилом (грубыми прикосновениями в час пик). В итоге, с одной стороны, люди из-за безумного ритма начинают принимать решения на эмоциях, а с другой — город бьет по эмоциональной сфере негативом. Круг замыкается. Искусственный интеллект работает безопасно вне зависимости от времени суток и настроения. Он не бывает сонным, голодным, раздраженным, депрессивным или пьяным.

Что это значит на практике?

ИИ снижает аварийность на городском транспорте — помогает вести плавно и с соблюдением ПДД, даже если у водителя возникло желание полихачить. ИИ предупреждает возможность террористической атаки, поскольку видит все вокруг, анализирует и вовремя дает сигнал об опасности. ИИ может использоваться для управления городским хозяйством, для контроля за состоянием инфраструктуры, для оптимизации курьерской доставки и даже для предотвращения коррупции.

Как он предотвращает коррупцию?

Коррупция основана на эмоциональных решениях. В ясном рассудке ни один чиновник криминальным бизнесом на рабочем месте заниматься не будет, поскольку это опасно и заканчивается многолетним пребыванием за решеткой с полной конфискацией имущества. Есть и другой вид коррупции, связанный с большим лагом в измерениях, например в строительном секторе. Каждый, у кого есть в собственности или долгосрочной аренде участок или недвижимость в городе, знает все прелести кадастра. Реальный размер объекта сильно отличается от бумажного, если за измерения берется человек. Система с сенсорами и ИИ определяет размеры с предельной точностью и никакой разнузданной картографии!

На недавнем совещании у мэра, где был весь цвет столичного IT, об этом говорили?

Не в таких выражениях, но…  Москва — это крупнейший в мире заказчик информационных технологий. Еще в 2019 году мы показали городу свою систему управления трамваями, но тогда решение принято не было. После совещания у меня сложилось впечатление, что город настроен ускоренным темпом внедрять ИИ на транспорте, в первую очередь на трамваях и электробусах.

Как можно применить ИИ в системе управления городским хозяйством?

Управление городом — это по сути набор KPI, не более того. Остается только формализовать процесс и подключить деперсонализированную систему отслеживания. Безличный контроль избавит от «кумов» и «сватов», уберет «кормушки».

Первый шаг к электронному правительству?

Сегодня очевидно, что как только в государстве заканчивается безумный профицит денег, сразу обнаруживаются дыры в управлении, которые ставят под угрозу существование даже не отдельного города, а страны в целом. ИИ такого бы не допустил. Надо переводить зоны повышенной опасности на роботизированное управление. Я бы ядерную кнопку ни одному человеку в мире сегодня не доверила, а роботу — да. Ни одно государство в мире сегодня не способно к логическим поступкам. Нужны блокаторы эмоциональной раскачки. Люди с этим не справляются. Я за последний месяц видела столько истерик у серьезных вроде бы по должности людей, причем крепких мужчин, что это за гранью.

То есть сначала внедряем ИИ в хозяйственные механизмы, а потом и Мосгордуму можно распустить, а дальше страшно подумать…

Наличие человека как постановщика задач все равно необходимо. ИИ не может сам себе определять цели.

То есть мэра оставим? Это успокаивает. Но вернемся к нашим трамваям. Что собой представляет общественный транспорт, который вы роботизируете? 

Трамвай с нашей системой роботизации уже курсирует в Шанхае. Скоро мы запустим аналогичный проект на пяти маршрутах одного из крупнейших городов России (пока раскрыть не могу) и затем, надеюсь, поможем повысить безопасность и в Москве. Суть нашей разработки в том, что робот контролирует дорожную обстановку и подает сигналы водителю, если он превышает разрешенную скорость или ведет себя неадекватно. Если человек не воспринимает сигналы, робот вмешивается и снижает скорость или полностью останавливает трамвай. Робот не дает нарушить ПДД, даже если водитель потерял сознание, заснул, потерял бдительность или решил поискать упавшую сережку на полу. Кроме того, робот избавляет общественный транспорт от нарушения графика и возникающих из-за этого заторов. Если вдруг робот заметит подозрительное изменение элементов трамвайного пути, то немедленно сообщит об этом.

Но человек в кабине остается. Когда же поедет полностью беспилотный трамвай?

Мы к этому готовы, но город пока не решился. Ждем.

Китай серьезно развит в области современных технологий. Почему Шанхай заказывает подобные системы в России?

Потому что искусственный интеллект невозможно скопировать. Они пробовали.

Ваша фабрика, где собираются «автопилоты», находится в Томске, где вы наладили полное импортозамещение. Как удалось найти внутри страны всю микроэлектронику?

Искать компоненты в России мы начали в период пандемии, когда логистические цепочки развалились и Китай оказался отрезан. Для нас оказалось сюрпризом, что здесь есть практически все, что нужно для сборки «мозгов».

Кроме трамваев вы также роботизируете тракторы. Когда поедет первый беспилотный трактор и чей он будет?

Это так называемый сквозной проект, когда все, от железной шестеренки до «мозгов» с ИИ, собирается на одном конвейере. Мы делаем его вместе с Петербургским тракторным заводом. К 2024 году будет выпущено 10 тыс. автономных тракторов для сельского хозяйства. Все, от чипа до полностью собранного агробота, будет отечественного производства.

Вы неоднократно говорили о так называемой искусственной интуиции. Разработки в этой сфере продолжаются?

Это ключевая технология, которую мы используем для управления транспортом. Можно решать проблемы автопилотирования, как наши конкуренты, технократически с помощью сенсоров, а можно создавать структуры, подобные человеческому мозгу. Мы сделали ставку на антропоморфность и в итоге оказались правы. Сегодня, когда GPS могут в любую минуту отключить, самый верный способ — иметь агробот, который едет не с помощью сигналов от спутника, а видит и понимает ситуацию так же, как человек. Нам все равно, есть ли связь на поле. Искусственная интуиция — это умение анализировать несущественные для основного процесса, для движения детали, складывать из них смысловую картинку и самостоятельно прогнозировать развитие событий. Так работают наши «мозги» для комбайнов, тракторов, трамваев, маневренных тепловозов РЖД, а в будущем — для электробусов, такси и каршеринга.

Фото: из личного архива Ольги Усковой

Подписаться: