Как бывший лакокрасочный завод на Пресне превратили в полноценную часть города
В Москве вылечили в буквальном смысле относительно большой кусок города — почти 4,5 гектара. Речь идет о бывшем лакокрасочном заводе в начале Звенигородского шоссе, прямо у метро «Улица 1905 года», в одном из главных индустриальных районов дореволюционной, а потом советской Москвы — на Пресне.
Промышленные здания — особый пласт исторической архитектуры — разнообразный, разноплановый, но один из самых беззащитных. Обычно редевелопмент территории по-московски — полный снос, новое строительство и, что важно, полная изоляция от окружающего пространства. То есть, с одной стороны, территория регенерируется — вместо неработающего предприятия появляется жилье, но утрачивается историческая застройка, а территория остается такой же закрытой.
Здесь совсем другой случай — территорию бывшей лакокорасочной фабрики Мамонтовых, основанной еще в середине XIX века и в советское время ставшей Краснопресненским лакокрасочным заводом, регенерировали по-человечески. Историческую застройку частично сохранили, сделали квартал многофункциональным и, что самое невероятное, обошлись без заборов, огорожены лишь относительно небольшие участки у жилых домов, сам же квартал сделан полностью проницаемым. Назвали все это остроумно (ох уж этот нейминг московских застройщиков!) — Lucky, это и про то, что квартал удачливый, но «Лаки» — это еще про прошлое этой территории.
Автор проекта — Юрий Григорян, основатель бюро «Меганом». Оно известно качественными жилыми проектами (едва ли не лучшие здания в районе Остоженки — Бутиковском и Коробейниковом переулках) и общественными зданиями (универмаг «Цветной» и концертный зал «Барвиха Luxury Village»). Работы «Меганома» — это всегда сложная архитектура, ведь Григорян не просто практикующий архитектор, но и рефлексирующий интеллектуал, преподаватель, инициатор и куратор исследовательских проектов.
Одна из главных тем «Меганома» — взаимодействие старой и новой архитектуры, где современное аккуратно интегрируется в существующее — это и территория ГМИИ им. Пушкина, и Музеи Кремля в Средних торговых рядах на Красной площади, и Музей транспорта в гараже Мельникова на Новорязанской улице. Все эти сложные проекты пока в стадии реализации, а вот Lucky, в котором старое также взаимодействует с новым, уже готов. Понятно, что ограничений здесь было гораздо меньше, но задача не менее сложная.
Здесь получилась полноценная часть города во всем его многообразии — визуальном, эмоциональном и функциональном. Бюро так описывает среду: «Между постройками возникает лабиринт из новых переулков, микропарков и площадей. Первый этаж квартала — тотальная проницаемая среда с общей материальностью внутри и снаружи». Жилье здесь соседствует с офисами, торговля — с кафе, многообразны и образы зданий. В квартале можно найти не просто три размера построек, но три характера зданий — малоэтажные, бывшие фабричные, а теперь общественные, среднеэтажные офисные и многоэтажные жилые башни. Ну как многоэтажные, 21 этаж для новой застройки Москвы — это уже не высота. Облик башен самый современный, у них сделан качественный фасад из анодированного алюминия с панорамным остеклением, дополненным французскими балконами. Башни ступенчатые, что дает жителям террасы, а городу — интересный силуэт. Жилье не стали размазывать по участку, а локализовали в двух местах: две башни стоят ближе к Звенигородскому шоссе, еще четыре — в глубине.
Два офисных среднеэтажных здания сделаны подчеркнуто простой формы — это параллелепипеды со скатной крышей вроде тех, которые рисуют дети. Они облицованы темным кирпичом, что делает их образ фабрично-лофтовым, это такая игра в индустриальное прошлое квартала. Еще одно офисное здание — ближе к издательству «Московская правда» — модернистское, в духе 1970-х.
Малоэтажные исторические фабричные здания придают всему кварталу соразмерный человеку масштаб. Они разнообразны и по размеру, и по форме, и даже по цвету — где-то очищенный кирпич оставлен в своей естественной красоте, где-то окрашен в белый и зеленый. В центре квартала — краснокирпичная труба, которая теперь из сугубо функционального сооружения превратилась в символическое. И это удивительная трансформация — в новом контексте ценность фабричной архитектуры сильно возрастает. Так несколько зданий, стоящих в одну строчку рядом, словно образуют фрагмент старого города. Такого масштаба современной Москве не хватает.
На самом деле идея Lucky очень простая — регенерация здорового человека. Удивительно здесь то, что все удалось реализовать, причем на очень высоком уровне.
Фото: lucky.ru