search Поиск
Александр Змеул

Как новое, сугубо функциональное депо «Аминьевское» БКЛ стало главным объектом унылого района

3 мин. на чтение

Метрополитен в Москве строится в основном под землей, появление линий на поверхности — случаи редкие и обычно вынужденные. Например, надо пройти реку, поэтому мы получаем мосты, в том числе и ставшие городскими достопримечательностями, как Смоленский (1938) или Лужнецкий (1959). Возникает потребность сэкономить — появляется надземный метрополитен, как было на рубеже 1950–1960-х с Филевской линией или в начале 2000-х, когда появилась Бутовская. Открытые участки — это всегда боль, их трудно эксплуатировать, кроме того, наземный или надземный метрополитен «разрезает» районы.

Очередной вынужденный случай — служебные соединительные ветки между БКЛ и депо «Аминьевское», которое открыли в конце 2023 года. Новое депо построено на месте нескольких предприятий, из-за особенностей рельефа его невозможно было связать с самой линией под землей, поэтому впервые в истории московского метро это сделали с помощью эстакад.

Собственно, эстакад несколько: двухпутная тянется от станции «Давыдково», а однопутная — от «Аминьевской», они идут от Аминьевского шоссе, делают красивые изгибы, в какой-то момент встречаются и идут параллельно друг другу до депо. В пресс-релизах департамента транспорта Москвы эстакады именуются мостами, что, конечно, звучит привлекательнее, чем эстакады, и формальный повод для этого есть — они пересекают реку Сетунь и ее приток Навершку. Правда, длина эстакад — несколько сот метров, а рек — всего несколько метров, так что эстакады пересекают не только реки, но и Верейскую улицу.

В данном случае, кажется, решили, что раз приходится строить эстакады, то надо сделать их образ максимально заметным. Их накрыли металлоконструкциями, которые в свою очередь облицевали горизонтальными ламелями — это, скажем так, архитектурные жалюзи. Пролеты эстакад выкрасили в бирюзовый цвет — это цвет БКЛ на схеме метро, а Т-образные опоры оставили привычно серыми. Выглядит очень убедительно — будто подземный участок линии метро выкопали, поставили на эстакады и декорировали.

Ну и раз мы делаем все напоказ, то должно громко заявить о себе и депо. При том что территории депо занимают в Москве гигантские площади, они не «присутствуют» в городе. Какие-то депо видны из окна поезда на открытых участках, например «Выхино», «Измайлово» и «Фили», но это скорее исключение, чем правило. Здесь же мощная глухая подпорная стенка вдоль унылого участка Верейской улицы, к которой, собственно, и приходят эстакады, превращена в важный элемент городского ландшафта. Стену украсила гигантская надпись бирюзового цвета «Депо Аминьевское» с красным логотипом московского метро.

Страсть департамента транспорта брендировать все на свете здесь выглядит вполне уместно. Верхняя часть стенки дополнена вертикальными, опять же бирюзовыми панелями. Стена, как и эстакады, «работает» не только днем, но и ночью благодаря подсветке. Архитектурные решения и депо, и эстакад разработаны в институте «Мосинжпроект» Николаем Шумаковым и Александром Некрасовым. Некрасов умер в прошлом году, так что «Аминьевское», как и три станции на севере Люблинско-Дмитровской линии — его последние работы.

«Накрывашку» наземных участков в метро делали относительно недавно, в 2019 году в Новой Москве — на продлении Сокольнической линии. Здесь и пути, и станции накрыли металлоконструкциями по проекту архитектурного бюро Тимура Башкаева, создавшего облик многих станций МЦК. Этот гигантский червяк, сделанный по законам параметрической архитектуры, следует параллельно трассе Солнцево — Бутово — Видное, поднимаясь за ней на эстакады, уходя, как и автомобильная дорога, под землю, вздымаясь над станциями метро «Филатов Луг» и «Прокшино». Но если в Новой Москве конструкция вполне органично дополняет современный ландшафт, то в Аминьево у нее совсем другая роль. От бывшего села Аминьево не осталось ничего, кроме топонимов, сейчас это полупромзона — многие предприятия закрылись, вместо них появились офисы, что, конечно, немного улучшило среду, но так и не придало ей своего лица. Эстакады метро — их масштаб, форма, изгибы, отделка и надпись на подпорной стенке — придают этой территории пусть не осмысленность, но хотя бы узнаваемость.

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Подписаться: