Александр Змеул

Кажется, что новую станцию метро «Потапово» проектировал искусственный интеллект

3 мин. на чтение

Открылась новая станция метро «Потапово», это конечная Сокольнической линии, претендующая на то, чтобы стать популярной на фото в соцсетях. Этому может помешать разве что удаленность от центра — от «Парка культуры» ехать больше 40 минут.

Станция «Потапово», расположенная в Новой Москве, устроена почти по тому же принципу, что и еще несколько станций на юге красной линии. Есть автомобильная трасса Солнцево — Бутово — Варшавское шоссе, в ее створе и идет линия метро, на которую нанизаны как подземные, так и наземные станции. «Потапово» как раз наземная, посередине платформы — сложная двухопорная конструкция (так называемая скульптурная колонна), плавно расширяющаяся кверху, на черном потолке — точечные светильники, на путевых стенах — большие витражи, через которые открывается вид на город. Снаружи станция накрыта своеобразным «покрывалом» обтекаемой формы из металлической перфорированной оболочки. С одной стороны оно дополнено мощным козырьком, вздымающимся вверх. В общем, вид станции вполне актуальный.

При этом не покидает чувство, что где-то мы это уже видели, в том числе и в Москве. Обтекаемая форма — на конструкции-оболочке, которая накрывает красную линию в Новой Москве и тянется вдоль дороги. Колонна на станции — как форма и линии Парящего моста в «Зарядье». Конструкция козырька — как вход на «Павелецкую Плазу». Точечные светильники — как в вестибюле «Кленового бульвара». Впрочем, авторы «Потапово» смотрят шире и дальше. Архитектор Ильдар Гиниятов прямо говорит: «Мы выбрали пластичную скульптурную форму, которая благодаря приемам параметрического проектирования вписывается в актуальный международный контекст».

«Потапово» и правда собирательный образ работ Нормана Фостера и Захи Хадид — классиков современной высокотехнологичной архитектуры, которые в числе прочего создали важные транспортные объекты. Примерно лет десять назад в Лондоне по проекту Фостера построили станцию Canary Wharf новой железнодорожной линии Crossrail с продолговатой трубой-сигарой с козырьками — «Потапово», скажем мягко, напоминает ее. А колонна-арка на платформе «Потапово», кажется, сошла с визуализаций станции «Кленовый бульвар» Бирюлевской линии. Конкурс на эту станцию бюро Zaha Hadid Architects выиграло в 2020 году, уже после смерти самой Хадид, но вышло из проекта в 2022-м. И, наверное, во всем этом не было бы ничего плохого, ну построили в Москве станцию — посвящение великим архитекторам, если бы не несколько важных «но».

Первое — авторство. Кажется, что «Потапово» проектировал искусственный интеллект, собравший воедино все приемы современной архитектуры. Но нет, у станции есть авторы, более того, за проект они получили премию Москвы в области архитектуры и градостроительства в 2022-м. Это «Моспромпроект» и бюро Parsec, о реализованных проектах которого сказать что-либо трудно — пока в Москве из объемной архитектуры у них проекты офисного комплекса на Ходынке и таунхаусы в Замоскворечье.

А вот творчество и имя одного из основателей Parsec — художника, скульптора и ювелира Даши Намдакова вполне раскручено, он известен экспрессивными работами с бурятскими этническими мотивами, совершенно не похожими на «Потапово». Именно ему принадлежит «скульптурная колонна» на станции. Впрочем, понять, что это самостоятельное художественное произведение, а не просто хорошо сделанный элемент конструкции станции, без пояснений невозможно. Да и в проекте она выглядела несколько иначе.

Второе «но»: в такой остромодной архитектуре важно пристальное внимание к деталям и качество строительства. На платформе и в вестибюлях «Потапово» качество отделочных работ еще более или менее, но в бесконечных наземных переходах — просто ужас, качество сварки металла — кустарное, примыкание металлических конструкций к бетону выглядит так, будто эти материалы встретились первый раз.

Вообще станция удивляет какой-то неровностью не только в отделке, но и в планировочных и архитектурных решениях. Так, если центральная часть платформы вполне удачна, то за лестницей, ведущей к вестибюлю, устроен какой-то лабиринт, такого в Москве еще не было. Название станции сделано мелким шрифтом, опять же где-то под лестницей, зато красиво — это буквы, «высеченные» в бетоне. При этом ни на путевых стенах, ни в центре зала надписи нет. В вестибюле из хороших находок — окна касс обрамлены нержавеющей сталью, которая эффектно смотрится в сочетании с бетоном. Вместо лестниц на платформу вполне могли бы быть эскалаторы. Совершенно не продумано примыкание наземных переходов-мостов к самой станции, они словно сделаны другими архитекторами — случайно и небрежно. «Накрывашки» над лестницами выходов навязчиво повторяют образ «покрывала» станции, но не просто в меньшем масштабе, но и с худшим силуэтом.

Ну и главное. Такая остромодная архитектура — это не только форма, но и содержание, прежде всего внимание к экологической повестке. Так, на упомянутой Canary Wharf Crossrail Нормана Фостера крыша сделана из древесины и заполнена элементами из прозрачной пленки-мембраны, которая защищает от влаги и пропускает свет. Кроме того, там были специально оставлены отверстия для света и дождевой воды для орошения сада, который расположен под крышей. На «Потапово» все сильно проще. По сути это коробка, на крыше которой уставлено оборудование, обеспечивающее отопление станции, а металлическое «покрывало» скрывает его. То, что в Москве появилась первая отапливаемая наземная станция — уже шаг вперед. То, что сделали станцию в остросовременной стилистике — тоже хорошо. Плохо только то, что это не очень оригинально и неровно сделано.

Фото: Михаил Мишин/пресс-служба мэра и правительства Москвы,  @DtRoad

Подписаться: