Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные) в Москве в 2024-м
Кампус Бауманки
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка. Новый кампус — это довольно радикальный ответ на вопрос, что делать с историческим районом, который дали авторы проекта — главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов и ТПО «Прайд». Здесь все работает на контрасте, новые здания не мимикрируют под старые. Наоборот, они выполнены в ультрасовременной стилистике — так, монументальное бывшее здание химической лаборатории, построенное в конце XIX века по проекту Льва Кекушева, теперь соседствует с острым драматичным углом «Конгресс-холла». Основные здания сгруппированы вокруг внутренней площади, которая накрыта мембранным куполом — это напоминает образ ансамбля Sony Center на Потсдамерплац в Берлине. Это одна из самых известных построек объединенного Берлина, созданная по проекту Хельмута Яна. Что это — посвящение или косплей, зависит от отношения читателя к автору проекта Бауманки.
Новый закон об объектах культурного наследия
В ноябре 2024-го в Москве приняли новый закон об объектах культурного наследия. Его самая скандальная часть касается так называемых выявленных объектов культурного наследия (ОКН), это такой статус на пути в полноценные памятники. Они охраняются (или должны охраняться) как ОКН, но полноценный статус памятника им могут присвоить после историко-культурной экспертизы. По новому закону если до 1 июля 2025 года эти здания не получат статус полноценных ОКН, то будут вычеркнуты из охранных списков. По оценке «Архнадзора», в Москве сейчас «1728 выявленных, то есть не поставленных в реестр региональных ОКН и ожидающих своей судьбы зданий — и это примерно четверть всего московского наследия». Есть памятники, которые находятся в этом промежуточном статусе еще с лужковских времен, например вестибюли метро «Динамо» Дмитрия Чечулина, и даже советских, как общежитие ватной фабрики автора дома Наркомфина Моисея Гинзбурга на проспекте Мира. Учитывая, что в последние годы на охрану принимали всего по несколько зданий, значительная часть бывших выявленных ОКН может оказаться под угрозой сноса.
Кубки, шишки и так далее
Бывший мэр Юрий Лужков противопоставлял унылости (по его мнению) советской модернистской архитектуры постмодернизм, который в тот момент уже не был актуален в мире, а его московская версия граничила с китчем. Он так и говорил, мол, торговый центр «Атриум» закроет «плоскомордие» Курского вокзала. Нынешний мэр Сергей Собянин публично не замечен в демонстрации архитектурных пристрастий, но определенный тренд четко прослеживается — коробчатым, предельно функциональным формам противопоставляются сложные, остромодные образы. У новых проектов должны быть прежде всего узнаваемый силуэт и развитая пластика фасада, все остальное зависит от градостроительной ситуации, фантазии архитекторов и бюджета заказчика. Сообщения о том, что в Москве построят здание в виде кубка или шишки, стали обыденностью, так же как и L- или U-образные формы зданий. Из уже построенных зданий пример такого подхода — одна из башен в комплексе Hide в 1-м Сетуньском проезде — золотая и закручивающаяся.
Moscow Towers: новый небоскреб в «Москва-Сити»
Появление нового небоскреба Moscow Towers в «Москва-Сити» почему-то случилось как-то тихо. За последние годы в городе появилось так много высотных зданий, что очередным небоскребом никого не удивишь. На фундаментах (в буквальном смысле) непостроенной мэрии времен Лужкова по проекту Михаила Хазанова построили здание по проекту знаменитого немецкого архитектора и инженера Вернера Зобека. Только такому мастеру, как Зобек, было под силу сделать совершенно новый проект, используя существующие фундаменты. Несмотря на попытки придать ему интересный силуэт, отсылающий и к зубцу Кремлевской стены, и к зданию СЭВа, и к той же непостроенной мэрии, получилось архаично. Видимо, это еще одна причина невнимания к нему.
В октябре небоскреб наконец оказался в фокусе внимания прессы, в основном деловой — тогда стало известно, что он приобретен РЖД, здесь компания разместит свою штаб-квартиру.
Модернизм под угрозой
Здания послевоенного модернизма, то есть построенные с 1955 по 1991 год, с одной стороны, тема модная, с другой — это самая уязвимая часть архитектурного наследия. Только считаные здания этого периода обладают статусом выявленного ОКН, ценности в них и власти, и собственники не видят, что они и доказывали в 2024 году и словом, и делом. Так, было снесено несколько зданий бывших научных объединений, самое интересное из которых конструкторское бюро Московского вертолетного завода им. Миля в Сокольниках. Начался снос бывшего НИИ «Дельта» — 132-метровой градостроительной доминанты на развилке Щелковского шоссе и Сиреневого бульвара. Весной снесли бывшую гостиницу «Мир», часть ансамбля бывшего Совета экономической взаимопомощи — дома-книжки в конце Нового Арбата. А осенью стало известно, что, видимо, и саму «книжку» могут снести. К потенциальным потерям можно отнести и Цирк на проспекте Вернадского — в 2024-м прошел конкурс на его реконструкцию, цель которой «превратить цирк в многофункциональную площадку формата lifestyle», что, очевидно, нельзя сделать без сноса.
Москва белокаменная
Выражение «Москва белокаменная» в последние годы приобрело совершенное новое значение. В городе появилось много мало- и среднеэтажных зданий, облик которых можно описать так: кубик или параллелепипед с панорамным остеклением, вертикальными членениями и облицовкой из светлого камня или бетона, иногда с какими-то декоративными элементами типа резьбы по камню. Это стало универсальным архитектурным решением: с одной стороны, такое здание выглядит элегантно и благородно, с другой — вневременно (то есть быстро не надоест) и нейтрально, поэтому может стоять где угодно. В 2024 году к достаточно длинному списку таких зданий прибавилось еще одно — на Чистых прудах достроен новый корпус РАНХиГС по проекту бюро «Прайд». Узкие закругленные простенки здания изображают корешки книг с выгравированными именами авторов, написанными разным шрифтом.
Пешеходные мосты
В 2024-м в Москве появилось два новых пешеходных моста. Первый — скромный, но важный, через Водоотводный канал от стрелки острова, который называют то Балчугом, то Золотым, к Крымской набережной. Мост достаточно миниатюрный, всего 58 метров длину, и элегантный и чем-то неуловимо напоминающий сооружения испанского архитектора Сантьяго Калатравы. Техническую особенность моста — ребро жесткости, расположенное по центру, — сделали и элементом благоустройства — на нем разместили скамейку. Второй мост — через Яузу — связывает основную территорию МГТУ им. Баумана и его новые общежития. Он создан по всем правилам современной урбанистики — по-настоящему интегрирован в городскую среду, служит одновременно и пешеходам, и велосипедистам, здесь также не обошлось без мест для отдыха — на мосту сооружен амфитеатр.
Новые станции метро
Москву не удивишь не то что новыми станциями метро, но и даже линиями — за последние годы появились Солнцевская, Некрасовская и, конечно же, Большая кольцевая. В 2024-м к ним добавилась Троицкая, ведущая в Новую Москву. Здесь проектировщикам в основном пришлось работать с самой распространенной конструкцией — станциями мелкого заложения с двумя рядами колонн. Архитекторы из «Мосинжпроекта» показали, что фантазия у них есть: «Генерала Тюленева» сделали асимметричной, а «Тютчевскую» — деконструктивистской, часть колонн оставили без облицовки. На другом полюсе — остромодная станция «Потапово» на Сокольнической линии, построенная по индивидуальному конструктивному проекту — это первая наземная отапливаемая станция в Москве. Образ «Потапово», созданной при участии Даши Намдакова, апеллирует к архитектуре Нормана Фостера и Захи Хадид.
Третьяковка на Кадашевской набережной
В 2024 году наконец открылось здание Третьяковской галереи на Кадашевской набережной. Планировкой, фасадами и интерьерами здания на протяжении десятилетий занимались разные команды архитекторов, которые постоянно вносили все новые изменения в проект. Результат получился крайне неоднозначный, по масштабу новое здание напоминает Третьяковку на Крымском Валу, а по стилистике — исторические здания в Лаврушинском.
Выставки
Под конец года в Москве открылись две выставки, в которых архитекторы пытаются говорить «с народом». Первая, «Museum loci. Взгляд архитекторов XXI века» — в Музее архитектуры, который в этом году празднует 90-летие. Директор музея Ольга Шашкова и куратор Анна Мартовицкая попросили архитекторов «выразить наиболее важный и близкий им образ музея архитектуры». Так как задание было очень размыто, а круг участников широк — «59 ведущих российских архитекторов», то работы получились очень неравнозначными. Несмотря на масштабность проекта, за пределы внутрицехового события ему не удалось выйти. Экспозиция сделана довольно равнодушно к посетителю — никакого разделения на части, драматургии и информации об авторах, в общем, всего того, что делает современную выставку выставкой.
Второй проект с не особо оригинальным названием «Архитектура для людей» в центре «Зотов» — полная противоположность. Куратор — модное бюро megabudka — попросил 10 других московских бюро сделать инсталляции, посвященные 10 разным эмоциям. Посетитель попадает в лабиринт из 10 комнат-инсталляций, которые эмоционально (а где-то даже физически) вовлекают посетителей.
Фото: stroi.mos.ru, Максим Мухин, архитектурное бюро «Апекс», towers.moscow, агентство «Москва», shutterstock.com, пресс-служба Москомархитектуры