search Поиск
Яна Жукова

«Москвич за МКАДом»: кто и зачем разрабатывает пешеходную тропу от Красной площади до Лавры

10 мин. на чтение

«У нас прекрасные люди. У нас великолепные природные богатства. Люди живут в загрязненных городах. Надо обеспечить, чтобы люди могли быстро и качественно оказываться в этих прекрасных природных богатствах. Давайте для этого сделаем связь городов с природой и обеспечим протяженную инфраструктуру внутри природных ресурсов» — так в вольном переводе и на вполне человеческом языке сформулирован акт о создании национальных троп в Америке.

«У нас в стране, даже рядом с Москвой, где живут 15 млн человек, нет никакой протяженной пешеходной инфраструктуры на природе. Мне показалось интересным организовать такую историю в рамках “Дороги в Лавру” и потом масштабировать, но пока это требует слишком много усилий при незначительном спросе на такой формат. И государство было не готово поддерживать, не видя спроса», — рассказывает Эльдар Оруджев, руководитель проекта «Дорога в Лавру».

«Дорога в Лавру» — это пешеходная тропа от Красной площади до Троице-Сергиевой Лавры протяженностью около 120 км, преемница паломнического пути с 700-летней историей. Пешком в Троице-Сергиеву Лавру ходили простые люди и цари: традицию походов к Сергию Радонежскому начал в XIV веке великий князь Дмитрий Донской, отправившись за благословением перед Куликовской битвой.

Эльдар Оруджев работал в Центральной пригородной пассажирской компании, одним из направлений которой было увеличение пассажиропотока пригородных поездов, в том числе для туристических поездок: «Электричка — простой способ доехать до достопримечательностей, но обычно дальше нужно совершить много подвигов, чтобы до них добраться. Вместе с правительством МО мы разработали несколько проектов, связанных с пешеходной доступностью ж/д вокзалов с достопримечательностями. Один из реализованных проектов — благоустроенная освещенная дорога от станции до усадьбы Абрамцево. Стал думать про развитие пешеходных связей в целом, искал для этого знаковые точки, узнал про дорогу в Лавру, а когда уволился — стал этим заниматься просто как хобби».

«В стране сейчас порядка 400 троп, но это все небольшие экологические тропы по 5–10 км. Они, конечно, нужны. Вот у человека есть детский садик, в него нужно ходить, экотропа — это такой детский садик. “Дорога в Лавру” — это уже, скажем так, школа», — говорит один из проводников и хранителей дороги Александр Советов, заслуженный путешественник России, автор книги «Как я дошел до 6200 км (на пике Ленина) и иду дальше».

В Лавру паломники должны идти пешком, иначе нельзя. В XVII веке царь Алексей Михайлович построил по дороге пять путевых дворцов. Екатерина II шла до Лавры порядка двух месяцев: проходила в день 2 км, садилась в карету и уезжала обратно в путевой дворец. На следующий день ее возвращали в ту же точку, она проходила еще 2 км.

До революции в Троице-Сергиеву Лавру ходили 700 тыс. человек в год. Первая ж/д дорога в XIX веке была проложена именно сюда, по Ярославскому направлению. Савва Мамонтов провел первое исследование пассажиропотока — паломников много, и всем им нужно возвращаться домой.

Современная «Дорога в Лавру» разбита на пять основных этапов: начинается на нулевом километре в Москве, идет через город до станций Тайнинская, Пушкино, Хотьково, Радонеж и Сергиев Посад. Но темп у людей разный, и «женский» маршрут поделен на восемь этапов — это 15–20 км за один день. Ходят обычно раз в неделю, начиная из той точки, где в прошлый выход закончили, или непрерывно — сейчас уже можно выбрать места для ночевки, на сайте есть список гостиниц. Остановки планируют по своим силам — кому-то 20 км в день много, кому-то 30 км мало.

«Я вожу группы с 2018 года круглый год. За это время на “Дороге в Лавру” появилась разметка. Путь по Москве включен в городскую навигацию, это удобные синие стрелки и столбики с информацией и ссылкой на сайт проекта. Синие стрелки и таблички на деревьях в Подмосковье, которые волонтеры пути наносили во время субботников. При должной внимательности не заблудишься, также есть удобный трек пути для телефона. Мужчины-хранители дороги регулярно прочищают завалы, строят мосты через речушки, настилают гати в заболоченных местах. Творческие волонтеры-женщины украсили деревья рисунками. На дороге появились места для недорогих ночевок, организованные волонтерами. Дорога живет и развивается, становится удобнее на глазах», — рассказывает Юна Южева, проводник и член правления общественного объединения «Дорога в Лавру».

Юна мечтала пройти путь Камино-де-Сантьяго в Испании: в 2013-м посмотрела фильм «Путь» (2010), а до этого не знала, что в XXI веке можно идти между городами пешком. В фильме группа идет около 800 км, это месяц в дороге. Где взять столько времени? Но потом выяснилось: чтобы стать пилигримом и получить свидетельство, нужно пройти последние 100 км. В итоге за 10 дней прошли 200 км: «Когда дошли, поняла, что хочу так ходить каждый год. Шла с вопросом, почему такого формата нет в России. У нас Сергий Радонежский и Серафим Саровский, есть исторический опыт, что паломники ходили к ним пешком. И вообще испанцы просто выходят утром с рюкзачком, гуляют два дня и потом возвращаются домой на поезде. У них есть для этого инфраструктура, а что у нас: я выйду и куда пойду?»

После возвращения с пути Сантьяго Юна нашла группу Эльдара и Александра, которые как раз уже прокладывали маршрут по «Дороге в Лавру», и присоединилась к проекту. В марте 2017-го прошли первый отрезок дороги в 20 км. На открытие приехали работники министерства культуры МО, преподаватели и студенты РГИТИСа — собралось человек сто двадцать, дошло пятнадцать. Из тех, кто дошел, сложился первый костяк энтузиастов дороги.

Лидеры по культурным объектам и храмам по «Дороге в Лавру»:

— маршрут по Москве от 0 км Красной площади до Медведково;

— маршрут от усадьбы Мураново через храмовый комплекс в деревне Артемово к усадьбе Абрамцево;

— маршрут от Хотьково до Радонежа: древний монастырь, храмы, деревянный комплекс в Радонеже;

— завершающий этап от храма-музея о. Александра Меня до Лавры.

Вся дорога проложена через живописные природные участки. Для зимнего маршрута комфортно будет идти на этапах по Москве от Пушкино до Зеленоградской, Мураново — Абрамцево, Семхоз — Лавра.

«На самом известном пути Камино-де-Сантьяго, по которому в последние годы ходят 200–300 тыс. человек в год, выдаются два сертификата — паломнический и туристический. То есть цели путешествия у людей разные, — говорит Александр Советов. — По моим наблюдениям, на “Дороге в Лавру” 60–70% людей просто созерцатели природы, не паломники, и тропа в большей части туристическая, хотя и заходит в 15 храмов, где в подорожную грамоту ставят печать. Были и спортивные прохождения, когда шли по два отрезка по 60 км с ночевкой, из 40 человек до гостиницы на середине пути дошли 12 человек, до Лавры — всего 7. Даже марафонцы сходят с дистанции: конечно, пробежать 40 км за 4 часа — это достижение, но когда идешь 10–12 часов, нужна выносливость. И другие мышцы работают».

Заслуженный путешественник России впервые прошел «Дорогу в Лавру» за 26 часов летом 2017 года, трек был еще очень «сырой», поэтому на пути встретилось много приключений: то ручей без брода, то дачные участки, то густая поросль молодых березок и осинок — пройти невозможно.

«Я прошел дорогу уже раз пятнадцать, прежде у меня не было ни такой практики, ни привычки к пешеходным походам, — говорит Эльдар Оруджев. — А теперь появилась, и два-три раза в году делаю сложные для себя походы. Я человек требовательный к комфорту и не считаю, что в пешеходных путешествиях ты должен страдать. Есть ограниченное количество тех, кто готов терпеть ограничения, а некоторые даже любят их себе создавать. Но если делать проект для людей, а не для определенной касты туристов, то он должен быть понятным, безопасным, комфортным и интересным. Туда должно хотеться возвращаться, он должен отличаться от обыденной реальности, которая вас ждет в Москве или городских парках. Должна быть причина, почему вы хотите туда прийти, иначе вы туда не придете».

Развивать инфраструктуру там, где живет много людей, которые могут постоянно ею пользоваться — на этом настаивает Эльдар. Изначально много времени было потрачено именно на то, чтобы легализовать проект «Дорога в Лавру»: иначе завтра часть пути перероют, построят торговый центр, и на этом маршрут закончится.

«Чтобы существовать в устойчивом формате, маршрут должен стать дорогой. Дорога — это инфраструктурный объект, который отмечен на карте, стоит на балансе, за ним следят, его нельзя застроить, он имеет свою зону охраны. Поэтому убеждали администрацию и представителей Троице-Сергиевой Лавры, что проект надо поддержать. Два раза прошли часть дороги с министром культуры и туризма, по пути произошла показательная история: проложили маршрут, приходим, а там, где по карте и по кадастру должен быть лес, ребята спилили все и огораживают таким коричневым забором. Министр спрашивает: “Молодые люди, а что вы тут делаете? Это же лес”. — “Нет, вам показалось, никакого леса здесь нет. Это ошибка карты”.

В российском ГОСТе написано, что пешеходная дорожка — это объект инфраструктуры, который должен существовать на полосе отвода автомобильной дороги. Вот и все — ходите по полосе отвода автомобильной дороги, чувствуйте себя прекрасно. В законодательстве не предусмотрен комфорт именно пешеходов. Я выбрал путь попробовать поменять систему, нормативку, и стремился к тому, чтобы при строительстве предусматривали пешеходную связанность».

Есть такой градостроительный документ — проект планировки территории линейного объекта. Благодаря настойчивости Эльдара и его команды это важное постановление было принято и с точки зрения градостроения с дорогой невозможно ничего сделать. Например, в Пироговском лесопарке сейчас строится платная автодорога, и с учетом того, что там уже отмечен линейный объект «Дорога в Лавру», при строительстве над ней предусмотрели эстакаду.

«В этом ценность протяженной инфраструктуры — она обеспечивает связь между объектами и территориями через инфраструктурные преграды, — объясняет Оруджев. — Через МКАД никто не пойдет гулять, а вот если бы вы могли перейти через парк в лес по плоскостным переходам, то для вас МКАД бы не существовало. Чем более безбарьерная эта связь, тем больше шансов, что она будет пользоваться спросом. Мне нравится принцип, сформированный в Канаде, где система протяженных пешеходных троп — 270 тыс. км: “Мы хотим, чтобы три четверти нашей страны имели 15-минутный доступ до разветвленной сети пешеходных дорог”. Это понятная задача. За 15 минут ты доберешься до этих дорог и сможешь пройти 1000 км, или 100 км, или 10 км. И везде там будет возможность поесть, попить и поспать».

«Помимо “Дороги в Лавру” протяженные тропы у нас в стране можно пересчитать по пальцам одной руки: Севастопольская, Валдайская, Южноуральская, делается Волжская тропа. Есть проект Большой Байкальской тропы, но это волонтерская история на 2 тыс. км, а трекинговые все же предусматривают наличие инфраструктуры, — говорит Александр Советов, который находил по миру километров, наверное, больше, чем кто-либо в нашей стране. — Для примера: в Америке Аппалачская тропа — 3,5 тыс. км, маршрут Тихоокеанского хребта — 4,5 тыс. км. В каждой европейской стране есть 30–40 тыс. км троп — маркированных и благоустроенных. Есть люди, у которых с рождения шило в заднице. Из 15 млн в Москве несколько тысяч таких “беганутых” с шилом — это совершенно разные люди, которые не могут сидеть на одном месте, любят природу и общение».

Если вы хотите попробовать пройти «Дорогу в Лавру», вот рекомендации от проводника Юны Южевой:

1. Изучите информацию на сайте dorogavposad.ru, скачайте трек дороги в телефон, прихватите в дорогу пауэрбанк.

2. Адекватно оцените свою физическую подготовку и цели путешествия. Исходя из этого выбирайте подходящий вам километраж этапов, чтобы путь был в радость. Дорога отлично подходит для похода выходного дня с друзьями, семьей или в одиночку.

3. В одноименных группах «Дороги в Лавру» в ТГ и ВК есть анонсы походов от проводников, дублируются анонсы туристических организаций.

4. Воду, чай в термосе, перекус берите с собой. Дорога в целом проходит рядом с цивилизацией, есть возможность пополнить запасы еды и воды и сойти с маршрута к ж/д станции при необходимости.

5. Если планируете путешествие с ночевками, то все отели и альберге (приюты для путников) есть на сайте проекта и их нужно бронировать заранее.

6. Важно соблюдать основные правила походов в лес, иметь при себе личную аптечку, подобрать комфортную одежду и обувь.

«Когда объясняешь представителям администрации, что у нас нужно развивать пешеходную инфраструктуру, обычно говорят, что есть более важные задачи, и задают вопросы: “Сколько сейчас ходит людей? А сколько будет ходить?” — говорит Эльдар Оруджев. — Я всегда привожу такой пример: “В городе нет бассейна. — Сколько людей плавает? — Нисколько. — Значит, плавающих людей нет и бассейн не нужен”.

Если спросить у современных горожан, чего им не хватает, мало кто скажет “связной протяженной инфраструктуры”, потому что они даже “не умеют плавать”, зачем им “бассейн”.
Но когда эта отрасль развита, как в Америке и Европе, люди часто не уезжают отдыхать в другие страны, потому что большую часть интересного отдыха им может обеспечить ближнее окружение. Более того, в Нью-Йорке, например, обустроили набережную, и теперь в город ежегодно приезжают 2 млн человек специально, чтобы пройтись по ней».

Александр Советов также является автором и хранителем проекта «Зеленое кольцо Москвы» — маршрута в 162 км по московским паркам и лесным зонам. Из них всего 15–20 км асфальта — это связки между парками. Кольцо живет уже шесть лет, заняло первое место среди маршрутов «Покажи Москву!». По первому эскизу получилось 120 км, а потом к Александру обратились ультрамарафонцы: «В стране только один стомильник, давай сделаем 162 км, чтобы нам было где тренироваться».

На данный момент 30 человек его пробежали зараз и трое зараз прошли, а в основном гуляют по 10–15 км. «“Зеленое кольцо” имеет свои плюсы: не надо никуда ехать на электричке, тратить время на транспорт, — говорит Советов. — И даже местные жители не знают, что можно свернуть с тротуара и попасть в другую реальность».

На вопрос, зачем нужны такие пешеходные маршруты, Юна Южева отвечает: «У меня выросла физическая выносливость и психологическая устойчивость, прибавилось радости жизни от любования красотой природы и общения с прекрасными людьми».

Александр Советов говорит про физические нагрузки в красивых местах, плюс «когда идешь, знакомишься с Москвой, Подмосковьем, страной. И, конечно, общение: у нас сложился очень теплый круг. Когда случился локдаун и ходить было нельзя, одна из участниц группы Ирина Голоднюк предложила женщинам связать картины-квадратики и сделать из них пледы дружбы. Пледы раздали по двум альберге. По ним видно, как у нас все сплелось».

Фото: shutterstock.com, dorogavposad.ru, Яна Жукова

Подписаться: