Анна Матвеева

«Москвич за МКАДом»: в Иваново за текстилем и конструктивизмом

5 мин. на чтение

Конечно, в Иваново принято ездить за невестами, если это для вас актуально. Слава самого богатого невестами города России влачится за бывшим Иваново-Вознесенском уже лет семьдесят — после Великой Отечественной войны на знаменитом местном меланжевом комбинате работали в основном женщины, именно в ту пору само текстильное производство стало считаться сугубо женским делом.

А в 1981 году на экраны вышел фильм Алексея Коренева «Честный, умный, неженатый» о страданиях бригадира БАМа, не нашедшего понимания на своей малой родине. В картине впервые прозвучала песня Евгения Крылатова на стихи Михаила Пляцковского «Ну чем мы не пара», и страна тут же выучила припев:

О любви все твержу тебе заново,
Но когда зря твердить надоест,
Так и знай: я уеду в Иваново,
А Иваново — город невест.

Вот так за городом на берегах реки Уводь и закрепилась роль столицы невест всей России — и даже нынешний герб города украшен изображением юной красавицы за прялкой. Между тем характер у «русского Манчестера» скорее мужской — и облик у него достаточно суровый, к тому же целые кварталы вопиют о необходимости скорейшей реставрации. Местные жители пытаются смягчить это впечатление разными способами, например, вблизи от Театрального моста в сезон предлагают катание на пони, наряженных то ли Пегасами, то ли единорогами в ядовито-розовых и нестерпимо-голубых попонах. Или зазывают в Музей сыра (Шереметевский проспект, 53) — действительно стоящее посещения место, где проводятся ежедневные дегустации (есть даже в формате VIP) и мастер-классы «Сырное фондю», «Чизкейк», «Хачапури» и т. д. На сайте предлагают даже «Интеллектуальную игру с сыром», что бы это ни значило.

Вообще с музеями в Иваново дела обстоят очень неплохо — первым делом, конечно, устремляешься в Музей ивановского ситца, который, кстати, входит в состав историко-краеведческого музея им. Д. Г. Бурылина.

И прежде чем воспевать ситцы, надо сказать несколько слов о человеке, имя которого носит музей. Дмитрий Геннадьевич Бурылин — фабрикант и меценат, старообрядец и коллекционер, подвижник и образец для подражания всем богачам мира. Имя его упоминается в Иваново чуть ли не на каждом шагу, и это вполне закономерно, если вспомнить, сколько всего хорошего он сделал для города. Жизнь Бурылина тянет на хороший роман — американцы давно бы уже сочинили вдохновенную биографию и сняли байопик, а наши чего-то ждут. С 14 лет вместе с братом Дмитрий Геннадьевич руководил ситценабивной фабрикой, доставшейся им по наследству. Позднее основал в Иваново-Вознесенске Товарищество мануфактур Д. Г. Бурылина и был гласным городской Думы на протяжении 28 лет. Но главным увлечением фабриканта было собирание коллекций — настолько разнообразных, что это не поддается осмыслению. Бурылин собирал буквально все — от археологических и этнографических редкостей до монет, игральных карт, чернильниц, икон, редких книг, часов, масонских знаков и, разумеется, картин и прочих произведений искусства. Из путешествия в Египет Дмитрий Геннадьевич привез на родину не какой-то пошлый сувенир, а настоящую мумию, которую и сейчас можно увидеть в Ивановском художественном музее. В 1912 году Бурылин купил билет на «Титаник», но заболел пневмонией и отменил поездку.

Дмитрий Геннадьевич был щедрым благотворителем — он раздавал бесплатные обеды, покупал детям из бедных семей подарки к Рождеству, следил за сохранностью древних церквей города и даже посадил на свои средства липовую аллею. После революции все имущество Бурылина было национализировано, его роскошный дом-усадьбу в стиле модерн тоже пришлось оставить — семья переехала в подвальное помещение. Именно в этом красивом особняке и расположен сегодня Музей ивановского ситца, а напротив него находится другое детище купца — бывший Музей промышленности и искусства, ныне историко-краеведческий музей (Батурина, 6/40).

Говорят, что Бурылин наблюдал за строительными работами из окон собственного дома. Сегодня здесь выставлены экспонаты ненаглядной коллекции мецената, разглядывать которые можно часами, тогда как в Музее ситца демонстрируется текстильная коллекция и подробно рассказывается история производства, прославившего Иваново на всю Россию. Дом Бурылина и его музей соединены подземным ходом, а неподалеку отсюда, на проспекте Ленина, поставлен памятник меценату, имя которого ивановцы помнили все эти годы.

А текстильная история Иваново продолжается в наши дни. Поиски недорогого, но красивого и качественного постельного белья и удобной пижамы приводят гостей города в торговый комплекс «Ярмарка Текстильщик» (Ермака, 49). Это, конечно, никакой не торговый комплекс, а колоссальный рынок, где можно купить все, что имеет отношение к тканям и тому, что из них пошито, от домашнего текстиля до нижнего белья. Качество и вид изделий, так скажем, разнятся от прилавка к прилавку, хватает аляповатого и безвкусного, но при желании можно найти неплохие вещицы — главное, не сдаваться при первой же неудаче. Тот, кто привык за долгие годы покупать постельное белье и простыни на резинке в Ikea, найдет им в Иваново приличную замену, вот только надо иметь в виду, что многие продавцы здесь работают только с оптом, и лучше выяснить это, прежде чем присматривать подходящий комплект.

Бросив покупки в гостинице (рекомендую отель «Онегин» на Подгорной, 9), гость Иваново спешит на встречу с главной местной гордостью — конструктивистскими зданиями, или, как их здесь называют, домами-метафорами. Расцвет этого архитектурного стиля в СССР совпал с устремлениями властей превратить Иваново в третью пролетарскую столицу России: именно этим объясняется появление в провинциальном городе зданий, спроектированных выдающимися архитекторами эпохи. Об Иваново часто говорят как о заповеднике конструктивизма, и это справедливо — здесь что ни дом, то поэма. В городе есть даже специальный маршрут для ценителей конструктивизма «Красная нить», который охватывает как самые топовые здания вроде Дома-пули и Дома-птицы на проспекте Ленина и ближних к нему улицах, так и менее известные постройки на окраинах.

Архитектура авангарда встречает гостей Иваново, прибывших поездом из Москвы, уже на железнодорожном вокзале — самом крупном в России в стиле конструктивизм. Прийти сюда стоит даже в том случае, если путешествие поездом не входит в ваши планы — очень уж здесь красиво. Ленточные окна, бело-голубой интерьер, двери, взывающие к тому, чтобы сфотографироваться на их фоне: радостно, что проект архитектора В. Каверинского 1933 года не попортили многочисленные реставрации, последняя из которых была осуществлена несколько лет назад.

Дом-пуля (проспект Ленина, 37) был во время нашего визита на реконструкции после пожара. Фасад был скрыт, но очертания угадывались, а прочее легко было домыслить по фотографиям. Действительно пуля! Воинственное прозвище здания, построенного в 1932-м, можно объяснить и его предназначением — дом служил административным зданием ОГПУ. А Дом-подкова (Громобоя, 13, архитектор А. Панов) строился уже для работников того же самого ведомства и, разумеется, членов их семей.

Жилой Дом-корабль (проспект Ленина, 49, архитектор Д. Фридман), пожалуй, самое эффектное конструктивистское здание в городе; советую не спеша обойти вокруг этой необычнейшей пятиэтажки и углядеть тот самый ракурс, с которого она превращается в корабль — если дело происходит на закате, легко поверить в то, что «корабль» вот-вот сдвинется с места и поплывет через все Иваново в неведомые дали.

Замыкает мой личный топ-5 ивановского конструктивизма Дом-птица (проспект Ленина, 53, архитектор В. Панков) — в миру школа им. 10-летия Октября.

Отдать ребенка в такую школу можно из-за одного этого здания, чтобы с юных лет воспитывать в дитяти превосходный вкус. Проект здания напоминает птицу в полете с расправленными крыльями, а что вам напомнит башенка-обсерватория, зависит от другого полета — фантазии.

Фото: shutterstock.com, открытые источники, Татьяна Либерман

Подписаться:
'); $(this).attr('style', 'display: none !important'); } }); console.log('banners:' + banners); console.log('hbanners:' + hbanners); }); -->