search Поиск
Яна Жукова

«Москвич за МКАДом»: в Ростов за закатом над озером Неро и русским авангардом в кремле

4 мин. на чтение

Мы были с друзьями в Ростове Великом проездом шесть лет назад. Время проводили в основном в кремле: «Здесь снимался фильм “Иван Васильевич меняет профессию”» — это был главный туристический манок. Зашли в городской парк, на берег озера Неро и уехали с ощущением «никого нет» и «негде поесть».

За последние месяцы в Ростове появились две точки, ради которых захотелось проехать эти 180 км и вокруг которых удачно выстроился весь мой ростовский маршрут.

Музей народного искусства

Частный музей на Ленинской, 29, где собраны предметы крестьянского быта с XVIII века из коллекции Александра Ильина. Тот случай, когда заходишь на полтора часа в избу (точнее, отреставрированный деревянный дом начала ХХ века) и выходишь с изменившимся сознанием.

Прялки, швейки, сундуки, фрагменты мебели и фасадов — все это транслирует через столетия волю художника и что-то еще про хозяина. Там даже именные грабли с такой красоты росписью, что становится неловко за свои садовые инструменты. Функциональности мало, люди жили красиво.

Александр провел меня по музею и рассказал про часть экспонатов. Вот, например, перегородка, отделяющая «бабий кут» от остальной избы. Швейки — приспособления, которые позволяли ровно сшивать полотна, — выглядят как будто Микеланджело взял брусок и отсек все лишнее. А на прялки — в росписи использовали сусальное золото — крепились зеркальца, чтобы девушки в процессе любовались собой. Всего две комнаты, а информации через край.

Кстати, Ильин стал одним из организаторов выставки «Икона и народные промыслы», которая идет до конца ноября в отреставрированном Конюшенном дворе (часть комплекса «Ростовский кремль»). На ней собрано более 500 редких экспонатов из практически всех иконописных центров страны.

Гостевой дом O’27 Silvuple

Переночевать в восстановленной усадьбе XIX века на Окружной, 27 — еще один ростовский must do. В прошлом дом купцов Галицких, в советское время он принадлежал художнику Ростиславу Галицкому и был культурным центром города: к примеру, здесь снимался фильм «Анна на шее» (1954).

Хозяева, москвичи Светлана и Сергей Бушмариновы, сначала выбирали себе дачу, а потом так вложились в реконструкцию (деликатно, с большим вкусом, антиквариат везли из Франции, и интерьер уже побывал во всех профильных журналах), что получился гостевой дом на десять номеров с санузлом в «печи» и с цветочными именами: забронировать мою «Сирень» даже в будни оказалось непросто. Завтрак с четырьмя сменами блюд в столовой, кофе в гостиной, вино в беседке, а еще предлагают для большего уюта взять с собой любимые тапочки.

На фоне общей «сказочности» — а в Ростове среди заведений сплошные «Иван-царевичи», «Царевны-лягушки» и «Алеши Поповичи» — в «Сильвупле» все по-настоящему.

Закат на озере Неро

Знакомый йог назвал Неро одним из мест силы, куда он с компанией приезжает практиковать. Водоем ледникового происхождения возрастом 500 тыс. лет — это действительно впечатляет. Когда готовилась к поездке, узнала, что купаться в озере нельзя — в нем уйма сапропеля, то есть многовековых донных отложений: слой этого ила местами до 20 метров при глубине воды 1,5–3 метра. Берега Неро довольно заболоченные — перед завтраком я сходила «до воды», и желания посидеть посмотреть на воду не возникло.

Зато вечером на лодке — самое оно: с воды на закате Ростов с его стенами, башенками и маковками встает перед глазами как чудо-град. Этим пользовались кинематографисты: здесь снимали, например, «Сказку о царе Салтане» (1967) и «Садко» (1953).

Контакт лодочника дали в отеле — короткая соло-прогулка обошлась в 2000 рублей, но есть и более массовые и дешевые варианты.

Коллекция русского авангарда в кремле

Без прогулки по кремлю, конечно, не обойтись: стоит купить билет-вездеход (1200 руб.), так как если будет только входной и захочется зайти на экспозицию, вас отправят в центральную кассу.

На «Хвост кометы» заходят немногие, а ведь здесь собрано порядка 60 работ левых художников 1910–1920-х годов — таким образом молодое советское правительство хотело вместо икон и фресок показать прогрессивное искусство. Собирать коллекцию из работ мастеров «Бубнового валета» Аристарха Лентулова, Роберта Фалька, Петра Кончаловского, Александра Осмеркина и Василия Рождественского помогала художница Любовь Попова.

Смелый ход — отдельный «Зал подделок»: в 2014–2016 годах «Ростовский кремль» получил в дар собранные коллекционером Никитой Лобановым-Ростовским картины, среди которых независимая экспертиза выявила шесть подделок.

Между кремлем и Окружной

Если посмотреть на карту Ростова, то вот — озеро Неро, кремль на берегу и дугой идет улица Окружная, по которой стоит пройтись и увидеть, например, дом Балмасова (д. 51) — роскошный представитель деревянного модерна, потихоньку загибающийся и выставленный на продажу за 5,5 млн рублей.

Прямо напротив (ул. Моравского, 6) — гимназия им. А. Л. Кекина, значительное здание в стиле неоклассицизма, построенное в начале XX века архитектором Трубниковым. Купец Кекин, благотворитель, устроивший в Ростове водопровод и занимавшийся реставрацией храмов кремля, после смерти сына завещал городу весь свой капитал с условием открыть мужскую гимназию и университет. Университет из-за революции не случился, а гимназия стала на тот момент самой большой в России, со своей обсерваторией и интернатом на 200 мест. Гимназия действует и сегодня.

Центральный рынок (ул. Карла Маркса, 30), он же Мытный двор («мыт» — налог на товар) — длинное здание в стиле классицизма — был построен в 1836-м на одной из ярмарочных площадей. Каждую весну в Ростове Великом проводилась масштабная ярмарка: часть городского пространства оставляли пустой, чтобы размещать на ней временные торговые лавки. До сих пор по субботам с 8.00 в этом месте проводят базар — это традиция, которой почти 200 лет.

К Вознесенской церкви (она же храм Исидора Блаженного на Валах, ул. Карла Маркса, 25а) я забрела случайно — так построился короткий маршрут от Неро до отеля на Окружной. Древний храм построен в 1566-м зодчим Андреем Малым по распоряжению Ивана Грозного на месте, где посреди болота в хижине молился Исидор Твердислов. Болото осталось тут же, в парке в самом центре города, и вместе с земляными укреплениями, отстроенными в 1632–1634 годах голландским инженером, местность создает странное и сильное впечатление.

Фото: Яна Жукова, Nathalie Gertz/o27silvuple.com, shutterstock.com

Подписаться: