«Москвич за МКАДом»: в Ярославль за майоликой, «Словом о полку Игореве» и Пизанской башней
Весь XVII век Ярославль выполнял роль Санкт-Петербурга сегодня — город занимал второе место после Москвы по значимости и торговому обороту. Прошло 300 лет, а Ярославль остался самобытным городом с характером. Хоть зимой и не видно красивую излучину Волги и не погулять по набережной, которой так гордятся ярославцы, зато многокилометровые белые просторы, пересеченные холмами и храмами, словно висящими в воздухе, создают отличное настроение. Всего три с половиной часа на экспрессе от Москвы, и вы в старейшем городе на Волге.
Памятник Ярославу Мудрому (978–1054) на Богоявленской площади сообщает, что город был заложен именно им (никаких намеков в летописях об этом нет, впервые Ярославль упоминается в 1071-м в «Повести временных лет», но уже как большой город). Городская легенда гласит, что после принятия христианства местными племенами славянский бог скота Велес наслал на них свирепого медведя, который годами не давал жителям покоя, пока не появился Ярослав Мудрый и не победил медведя в одиночку.
Тема медведя, кстати, из Ярославля до сих пор никуда не ушла, город наводнен медведями. На главной площади установлен новогодний золотой медведь, он весь светится и напоминает корову. На тысячелетие Ярославля (отмечали в 2010-м) Зураб Церетели подарил городу медведя, его установили в парке Тысячелетия. Это копия медведя из Александровского сада в Москве — и правда, зачем нового медведя создавать? Медведь на улице издает рычание раз в час, около него отмечают День медведя (точной даты нет, примерно в марте-апреле). Перед Дворцом культуры «Нефтяник» установлен Миша в шахтерской одежде и каске с буровой установкой. Медведь — символ города, он и на гербе есть.
В общем, место, где Ярослав Мудрый сражался с медведем, запало князю в душу: оно естественно защищено с трех сторон (никакие стены строить не нужно) крутым берегом Волги, берегом реки Которосли, которая впадает в Волгу, образуя стрелку, и Медведицким оврагом, по которому протекал ручей (сейчас его уже нет). Ярослав заложил кремль, который с того момента раз десять горел и восстанавливался, а после пожара 1658 года его решили больше не отстраивать, поскольку он утратил свое оборонительное значение. Место застроили административными домиками и храмами. Один из них — Никольский — сохранился с 1695 года без изменений. Ильинская церковь, созданная еще Ярославом Мудрым, перестроена в камне в 1684-м. А центральный Успенский собор разделил советскую участь многих соборов — был взорван в 1937-м.
С главным кафедральным собором Ярославля Успенским (основан в 1215 году) вышла невеселая история. Из него стартовал Дмитрий Пожарский спасать Москву, получив благословение митрополита. В 2004-м Успенский решили воссоздать заново, и теперь торжественный гигантский соборище, отдаленно напоминающий прежний собор, пафосно стоит на берегу Волги.
Проект местного архитектора и реставратора Вячеслава Сафронова, предлагавшего точно воссоздать разрушенный храм, отвергли, и тендер выиграл москвич Алексей Денисов, который участвовал в восстановлении ХХС. Что ж… черты угадываются. В соборе действительно все дорого-богато, все сделано с размахом и золотом, снаружи навешаны изразцы и мозаичные панно. Ярославцы собор не полюбили, в нем отсутствуют верхневолжские традиции и он гигантских размеров (некоторые активисты даже боялись, что он съедет в реку). Зато его полюбили туристы, путешествующие по Волге: золотые купола собора издали маячат и очень воодушевляют и бодрят. Для них размер имеет значение.
Кстати, зимой собор не выглядит таким бельмом на глазу, как летом. Общая белизна скрадывает размеры, и он как бы немного растворяется среди белой пустынности. Ярославль зимой особенно хорош — нет толп туристов, все сметающих на своем пути, и все такое белоснежно-чистое, что любые недочеты не видны. Сейчас центральное место города с потрясающе красивой набережной называется Стрелка, а раньше это был Рубленый город (потому что дома срублены из дерева).
Сейчас кремлем в Ярославле считается Спасо-Преображенский монастырь (1463). Он действительно величественный и красивый, огорожен мощной белой стеной с башнями, там и погулять приятно, и в музеи зайти. По Ярославлю вообще приятно бродить — есть пешеходные улочки, площади, набережная, не зря он считается столицей Золотого кольца. Кстати, в парке на Стрелке расположен шоу-макет «Золотое кольцо» (2019), где можно рассмотреть каждый город в деталях.
В Средние века Ярославль процветал, а после разгрома Новгорода Иваном Грозным сюда сбежали самые предприимчивые и богатые купцы — они-то и постарались для развития города. XVII век стал золотым для Ярославля, тогда заложили величественные храмы и красивые купеческие домики (три монастыря и 48 церквей, из них 35 — каменных). В иконописи искусствоведы выделяют уникальный ярославский стиль — темный колорит (все лики на иконах очень темные), эмоциональность персонажей, повествовательность (выписывали исторические события и сюжеты), а внизу иконы можно обнаружить, например, сцену побоища. Но второй город после Москвы совершенно не вписался в новую реальность. Реформы Петра I бояре встречали с сопротивлением, а с появлением и развитием Петербурга постепенно закатывалась слава Ярославля.
Местная гордость — ярославские изразцы. Примерно с XVI века искусство мастеров-белокаменщиков, делающих изумительную резьбу (вспомним соборы Владимира), постепенно заменяется изготовлением терракотовых изразцов, причем стены построек белятся вместе с керамическим декором. Через некоторое время в моду входят цветные изразцы (полихромные). В XVII веке каждый купец старался как можно больше навешать изразцов и на храм, и на дом и как можно ярче их раскрасить — изразцовое убранство свидетельствовало о богатстве.
Иногда изразцовые шедевры создавали всем миром. Если пройти по набережной реки Которосли минут сорок, то встретится храм, который каждый русский человек где-то видел (на купюре в 1000 рублей). Это церковь Иоанна Предтечи в Толково (слобода, где толкли кожу и кору). Строили ее без особого плана и архитектора, главная задача — «чтоб была самая красивая». У нее 15 глав, 40 видов фигурных кирпичей, изразцов разных не сосчитать (более полутора тысяч сюжетов), казанские православные прислали для церкви царские врата, словом, с миру по нитке, и шедевр собрали. А вот возведенная колокольня стала падать. Реставраторы, конечно, падение остановили, но выровнять колокольню не удалось. И теперь в городе есть своя Пизанская башня — ее крен не такой сильный, как у сестры в Пизе, но все равно впечатляет.
Традиции изразца в Ярославле продолжаются и модернизируются. На площади Волкова я заглянула в магазин майолики. Ярославская художница Наталья Павлова еще в 1990-е организовала керамическую мастерскую и начала делать посуду и статуэтки с ручной росписью. Сейчас в магазине продают уникальную фарфоровую посуду, новогодние игрушки, настольные лампы с росписью — все работы авторские и, что радует, талантливые. Кому нужен красивый подарок, смело можно идти на Пятницкую, 16 (это магазин в Москве).
Рядом с магазином недавно водрузили внушительный куб из стекла и металла, призывно сверкающий панорамными окнами. Это фудкорт, пока в нем открылся только один ресторан узбекской кухни «Сайера» с видом на сквер и площадь Волкова, где находится знаменитый театр драмы им. Ф. Волкова. Сидеть в таком месте — одно удовольствие, поедаешь плов и разглядываешь великолепное здание в стиле неоклассики.
В 1750 году сын купца Федор Волков основал в Ярославле первый в стране русский (пьесы русских авторов) публичный (каждый мог купить билет) профессиональный (актерам платили зарплату, а не крепостные играли) театр. Но все самое хорошее должно быть в столице, так что всего через несколько лет театр переехал в Петербург вместе со своим основателем, репертуаром и декорациями. Здание, соответственно, осталось в Ярославле, там брат Волкова пытался запустить новый театр, но вскоре здание сгорело в пожаре. То здание, которое мы видим сейчас, построено в 1911 году и тоже для театра, потому что бренд «ярославский театр» остался и до сих пор работает.
Однажды в конце XVIII века настоятель Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Иоиль разбирал монастырскую библиотеку и отправил в утиль толстый драный сборник неясных летописей с пометкой об уничтожении «за ветхостью и согнитием». Граф Мусин-Пушкин, коллекционировавший русские древности, порылся в монастырской помойке и выудил сборник, а когда рассмотрел внимательно, обомлел. На этом месте я тоже с ужасом замираю, представив, сколько шедевров ушло в мусор, потому что рядом не оказалось Мусина-Пушкина. В общем, в сборнике среди известных ему рукописей оказалась загадочная литературная повесть о неудачном походе русских князей на половцев. События, о которых ведется речь, произошли в 1185 году, и как рукопись из Полоцка попала в Ярославль, неизвестно. Мусин-Пушкин увез рукопись в Москву. Восемнадцать лет ее изучали, переводили и готовили в печать лучшие литературоведы России. В 1800 году издали тиражом 1200 экземпляров на двух языках — оригинальном древнеславянском и современном русском образца XVIII века. А в 1812 году, когда французы были под Москвой, оригинал «Слова о полку Игореве» погиб в пожаре, породив множество легенд и домыслов вплоть до вопроса «А была ли рукопись?». Умельцы бросились подделывать эпос, переписывать и продавать коллекционерам, выдавая за настоящий.
«“Слово о полку Игореве” возвышается уединенным памятником в пустыне нашей древней словесности», — говорил Пушкин об эпосе. Он знал «Слово» наизусть, на протяжении всей жизни делал заметки, собираясь сказать что-то мощное, но не сложилось. Весь XIX век «Слово» будоражило умы интеллигенции. Сегодня в Спасо-Преображенском монастыре есть музей, посвященный «Слову о полку Игореве», в котором много древних текстов и археологических предметов, старые рукописные евангелия. Все это поздние образцы и копии, оригиналов ранних древних рукописей нет.
Гуляя вокруг Красной площади (в Ярославле есть такая), можно заглянуть в ресторан «Огни», он неплох, цены как на Красной площади. А вот со среднеценовыми кафе в Ярославле у меня как-то не сложилось, кроме любимого местными и туристами кафе-столовой Bazar ничего не встретилось. Но еда там оказалась пресная и гомогенная, типа общепита «Му-Му». Никакой интересной кофейни тоже не нашлось, все креативное закрыто до лета.
Как из скучной советской пятиэтажки, когда запрещены все излишества в архитектуре, сделать торжественное здание для большой городской площади, которая еще и называется Красной? Соорудить огромную арку, аж до пятого этажа. Такое здание в Ярославле есть и выглядит действительно почти как дворец. Торжественности добавляет сквер, посреди которого стоит памятник Ленину.
На Красной площади есть еще одно легендарное здание — пожарная каланча, построенная в стиле классицизма в сочетании с модерном. Я присматривалась с разных ракурсов, все мерещилось, что каланча тоже падает, но нет, она просто парит. Архитектор Григорий Саренко, построивший гостиницу «Бристоль», школу им. Ленина и кинотеатр «Горн», был расстрелян в 1930-х, а каланча, которую сначала невзлюбили ярославцы, теперь считается шедевром архитектуры.
Если сесть на Красной площади на автобус 34 (или такси), приедешь в поселок Толга (15 км от Ярославля) и сразу удивишься, увидев башни и маковки среди белой пустыни. Это древнейший Толгский монастырь (1314 год). Стоит он на берегу Волги, и, кстати, сюда можно дойти по замерзшей реке, если не хочется ехать на такси. Местные ярославские красавицы приезжают в древний монастырь петь в хоре и работать в трапезной. Монастырь такой белый и воздушный, что, когда смотришь на него, пропадает уверенность в его реальности. Как и в реальности всего окружающего.
Фото: Nick N A, Karasev Viktor, siete_vidas, Danil Sergeev, Ilya BIM Beskhlebny, Felix Lipov/shutterstock.com