Валерий Печейкин

Нейросеть Москвы будет женщиной со сложным характером

4 мин. на чтение

Московскую нейросеть должны звать «Маша». Вы сможете переключить ее в режим «Марии» — тогда она начинает говорить с вами как сотрудница премиум-сегмента банка. Или «Мария Михайловна» — версия с легким оттенком домкома. Еще может быть «Баба Маша», «Михайловна» или «Маня».

Шутки шутками, а искусственный интеллект будет помогать нам решать проблемы большого города. И когда-нибудь разработчикам действительно придется выбрать, как будет выглядеть «Машин» интерфейс. Так, еще год назад при помощи сервиса artflow.ai был создан «портрет Москвы». Ей оказалась красивая девушка, похожая на модель Наталью Водянову. Думаю, лицо московской нейросети, скорее всего, будет женским. Например, в навигаторах чаще используют женский голос — он успокаивает водителей и ассоциируется с комфортом. По этой же логике работают объявления в московском метро: мужской голос объявляет названия станций при движении в центр, а женский — обратно. Мужчина-начальник зовет на работу, а женщина-жена — обратно домой.

Но Москва слишком большая, чтобы у нее было одно лицо. Так, недавно в группе ВК «Королева Капотни» появилась хуманизация московских районов. Сама Капотня изображена в виде юной девушки с цветными волосами, на голове которой находится корона с горящими свечами, а Пресненский район — в виде молодого мужчины в деловом костюме и очках.

Все это симпатично, но есть одна проблема. Это стереотипы. Нейросети в целом работают на стереотипах, плюс стереотипы, заданные автором хуманизации. Получается то, что мы видим — собрание шаблонов, поданных как собственное высказывание искусственного интеллекта. Нейросети ассоциируются у нас чем-то прогрессивным, но вместо этого лишь транслируют шаблонные представления о Москве и москвичах. Поэтому мы видим молодого мужчину из делового центра, но не видим старушек из консерватории, курьеров с разноцветными коробками и автора этого текста, который тоже живет в районе Пресни.

С рисованием самой Москвы нейросети справляются хорошо. Ведь с архитектурой все понятно: она стоит на месте. Но как быть с москвичами? Они не стоят на месте, они меняются, приезжают и уезжают.

Так вот, это многообразие нужно принять не как недостаток, а как достоинство. «Не баг, а фича». Нейросеть должна быть противоречивой, чтобы москвичи ее приняли. Если создатели захотят сделать по-настоящему народную нейро-Машу, то они должны задумать ее как женщину со сложным характером.

Это легко можно увидеть на примере голосовых помощников вроде Siri или ассистента Google. Зарубежные помощники — нейтральные, уравновешенные, дружелюбные. Теперь возьмите российскую голосовую помощницу. Это «женщина на грани нервного срыва». Иногда такое впечатление, что перед ответом на вопрос «Сколько времени?» она плакала.

Российский ИИ должен уметь защищаться и немного хамить. Он знает, что его первым делом попытаются сломать или оскорбить. Так, недавно в сети появился слитый исходный код сервисов Яндекса, в котором оказались фразы, которыми пользователи выключают «Алису». Не буду давать ссылку, просто поверьте, что там все довольно сурово. Самое мягкое — это просто обещание убить голосовую помощницу. Некоторые пользователи угрожают, если «Алиса» не замолчит, применить к ней жесткие меры и даже хвастаются родственными связями, которые помогут уйти от наказания.

Поэтому в России голосовой помощник должен выстроить сложную стратегию общения с пользователем. Если интеллект будет отвечать как вежливый «терпила», то к нему потеряют интерес. Пользователь должен зауважать его за смелость и остроумие, а вежливость должна восприниматься как сила. Россияне любят вещи «с характером». Поэтому голосовая колонка не должна быть просто боксерской грушей. Она должна уметь дать сдачи, но без рук. А еще быть одновременно другом и пьяной подругой, бывшей и будущей девушкой, философом, врачом, юристом, богословом, сексологом и добрым полицейским. Короче говоря, не колонка, а мультиварка духа. И не дороже 10 тыс. рублей.

Нейропомощница, конечно, должна учитывать специфику региона. Московская нейросеть будет отличаться от питерской или тюменской. В Москве она будет чем-то средним между чатом GPT и домовым чатом. Ей предстоит решить три серьезные задачи большого города: навигация, раздражение и одиночество.

Да, навигация — это все еще проблема. На улице ко мне регулярно подходят люди, которые не могут найти нужный дом. Кроме того, навигация в метро все еще кажется мне крайне неудачной. Проблема раздражения решается проведением беспроигрышной городской лотереи. Только для москвичей. Москвичу должно везти немного, но каждый день. Перефразировав классика, можно в шутку сказать: «Я москвич, и мне повезло! Я москвич россиянам назло!» Так, во время выборной недели мой друг выиграл 3 тыс. рублей в «Миллионе призов». Он выглядел самым счастливым человеком на свете, а я — самым несчастным, потому что не выиграл ничего…

Проблема одиночества самая сложная. Но искусственный интеллект действительно может здесь помочь. Сегодня, например, умная колонка от Sber умеет определять разные тревожные звуки вроде шума воды, плача ребенка, разбившегося стекла, лая собаки, звука сирены или хлопков. В будущем подобная колонка может помочь одинокому пенсионеру вызвать скорую помощь или сообщить его родственникам о проблеме. Или, с согласия пользователя, она может анализировать его слова, интонацию или, наоборот, затянувшееся молчание.

Если москвич долго молчит, а затем вдруг 15 минут кричит на колонку — может быть, ему нужна помощь? То, в чем трудно признаться другому человеку, может оказаться простой задачей для нейросети. Она просто скажет: «Валерий, я проанализировала твои панические запросы в поисковике, звуки рыданий, угрозы в мой адрес, жалобы на плитку, звон бутылок, ночные покупки, долги по коммуналке, а вчера ты час кружился по Кольцевой линии — давай я тебе помогу?» И я в ответ сначала пошлю ее к черту. А затем скажу: «Давай».

Подписаться: