Александр Змеул

Новая «Тестовская» МЦД-4 — одна из самых интересных станций диаметров

3 мин. на чтение

В Москве 9 сентября открылся МЦД-4. Это самый протяженный диаметр, здесь соединили Калужское (раньше его называли Киевским) и Нижегородское (бывшее Горьковское) направления. На МЦД-4 находится станция «Тестовская» — один из самых интересных остановочных пунктов на всех диаметрах и с точки зрения образного решения, и как важная часть транспортной инфраструктуры «Москва-Сити».

«Тестовская» МЦД-4 построена с нуля на достаточно высокой эстакаде. Для архитектуры станции предлагали разные варианты, в итоге остановились на самом нейтральном — стеклянные наклонные стены, черная крыша-навес и стальные колонны. Простота в данном случае — удачное решение, главное на «Тестовской» — виды, прежде всего на «Сити» и в целом на следы лужковско-собянинских преобразований этой части города.

Чистое и новое стекло придает этим панорамам вид вполне открыточный. С одной платформы открывается вид на «Сити» — небоскребы, автомобили на Третьем транспортном кольце, поезда, обычно обгоняющие машины, на МЦК. С другой платформы открываются уходящие за горизонт жилые новостройки.

Новая «Тестовская» — часть сложного транспортного узла, с нее можно перейти, не выходя на улицу, на станцию метро «Международная» и МЦК «Деловой центр» (власти любят именовать такой тип пересадки «сухие ноги»). Часть станции удивительным образом будет работать не только на пассажиров МЦД. Одна из платформ разделена стеклянной перегородкой: одна ее часть служит собственно для пассажиров, а другая — это проход от жилого комплекса Headliner к станциям метро и МЦК, этот проход откроют, видимо, в следующем году.

Открытие «Тестовской» МЦД-4 — это очередная глава в саге «как обеспечить “Москва-Сити” скоростным внеуличным транспортом», которая длится больше четверти века. Каких только не было идей — например, построить евровокзал для высокоскоростных поездов из Европы и России, в 1998 году был даже проведен конкурс на лучшее решение терминала. Или была идея скоростной транспортной системы «Сити» — аэропорт, которая должна была объединить московские аэропорты неким скоростным транспортом, например монорельсом или новым типом железнодорожного состава. Следы этого мегапроекта можно видеть, проезжая по МЦК или МЦД-4 или проплывая по Москве-реке. Это нижний ярус моста ТТК, построенный в 2000 году — там сделано пространство, по которому поезда будущего должны были мчаться из аэропорта Внуково в «Сити». Правда, выяснилось, что габарит этой конструкции не позволяет пропустить обычный железнодорожный вагон. Периодически всплывают проекты использования этого пространства для пешеходной связи — как раз незадолго до открытия МЦД-4 снова появился один из его очередных вариантов.

Правда, одна из глобальных идей была реализована — это три станции метро так называемого Центрального ядра, мегаструктура, в сердце которой «Москва-Сити», наверху находится торговый центр «Афимолл», ниже — парковки, ну и в самом низу — три станции метро. Это фактически единое пространство, в котором все три станции расположены на одном уровне, что делает пересадку между ними максимально комфортной. В 2005–2006-м построили ответвление Филевской линии в «Сити» — станции «Выставочная» (собственно, в Центральном ядре) и «Международная». Правда, реализовано это было с большими особенностями. Сначала их строили как мини-метро — как некую упрощенную, а значит, удешевленную версию традиционного метро. Главной отличительной чертой мини-метро были укороченные платформы. Когда станции были уже построены в конструкциях, от концепции мини-метро решили отказаться, и платформы срочно удлинили — кривизну этих станций можно легко увидеть.

Спустя годы открыли еще две станции метро — «Деловой центр», сегодня одна из них — конечная Солнцевской линии, другая — конечная ответвления БКЛ. Впрочем, ответвление БКЛ скоро закроют, а откроют через несколько лет уже в составе новой Рублево-Архангельской линии. Проблема в том, что при всей грандиозности этого пересадочного узла вариант доехать до центра города все равно один — ответвление Филевской линии.

В 2016 году открыли Московское центральное кольцо, в том числе станцию «Деловой центр», которая стоит отдельно. С точки зрения транспортной доступности — гигантский шаг вперед, с точки зрения архитектуры — полный провал. Платформу, расположенную на эстакаде, буквально обволакивают светопрозрачные контракции из зеленого поликарбоната. С точки зрения эстетики станция выглядит архаичной и кустарно сделанной, но главное, что всепроникающий зеленый свет просто неприятен для глаз.

Поэтому «Тестовская» МЦД-4, конечно, значительный шаг вперед по сравнению с «Деловым центром» МЦК. Она станет частью большой, протяженностью несколько сот метров, галереи последовательно расположенных станций: ближе к реке — «Деловой центр» МЦК, потом вход на «Международную», «Тестовскую» МЦД-4 и, наконец, одноименную станцию МЦД-1. Ее, правда, обещают реконструировать к 2026 году, перенеся ближе к МЦД-4.

Финальным аккордом должен стать пешеходный мост, соединяющий этот транспортно-пересадочный узел с одним из комплексов «Москва-Сити» — IQ-кварталом. Это проект главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова и архитектора Дмитрия Сухова — 10 гигантских шаров из анодированного алюминия, сложенных в единую цепочку. Пока же, оказавшись на «Тестовской», можно не только быстро добраться до Сити, но и на мгновение остановиться, чтобы насладиться видами.

Фото: пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Подписаться: