Александр Змеул

Новое здание РАНХиГС на Чистых прудах гнет линию «буквальной архитектуры»

3 мин. на чтение

Новое здание Российской академии народного хозяйства и государственной службы на Чистых прудах удивительным образом одновременно и оригинально (благодаря своим фасадам), и похоже на многие другие, построенные в Москве за последние годы.

На углу Большого и Малого Харитоньевских переулков почти закончено строительство нового здания РАНХиГС. Участок этот в некотором смысле заколдованный — это уже четвертая постройка на этом месте за неполные сто лет. До 1930-х годов здесь стояла церковь Харитона Исповедника в Огородниках, упоминаемая с XVII века. На месте снесенной церкви, как это часто бывало в то время, было построено типовое кирпичное здание школы, в котором с 1960-х располагалось медицинское училище. Но и это здание было снесено, и в 1990-е на его месте была построена гимназия Кирилла и Мефодия. Это был не худший образец лужковской архитектуры — умеренный постмодернизм с цитированием элементов классической архитектуры. И хотя здание стояло вполне себе построенным, с оштукатуренным фасадом и готовым остеклением, оно не было открыто, и в 2021 году снесли и его.

Новое здание РАНХиГС благодаря своим габаритам и изгибу Большого Харитоньевского переулка хорошо видно с Бульварного кольца. Проектировщики как могли пытались визуально уменьшить объем новой постройки. Так, ее угол сделан полностью стеклянным, это должно «растворить» здание в окружающей застройке, которая будет отражаться в остеклении. В здании семь наземных этажей, но благодаря тому, что оно «разделено» карнизами, возникает ощущение, что этажей всего три.

А вот его главную особенность можно увидеть только с небольшого расстояния — узкие закругленные простенки здания изображают корешки книг с выгравированными именами авторов, написанными разным шрифтом. По пропорциям это и правда похоже на корешки, каждый из них достаточно узкий, а его высота — два-три этажа. Здесь и русские, и зарубежные авторы, как писатели, так и ученые, и деятели, связанные с общественными науками. Классики Достоевский и Пушкин соседствуют с учеными Чаяновым и Кондратьевым (оба репрессированы в 1930-е годы). Омар Хайям рядом с Гете, Аристотель — с Вольтером. Кстати, на визуализации здания имена авторов были написаны не только на русском, но и на английском или греческом, но при реализации все фамилии написали на русском языке.

«Учебное здание — это глобальная библиотека знаний, а аллюзия на обложки книг поможет любому человеку безошибочно определить назначение объекта», — сообщает сайт творческо-производственного бюро «Прайд». Здание продолжает линию «буквальной архитектуры». Это если не тренд, то заметное явление.

Самый яркий пример — новое здание Третьяковской галереи на углу Лаврушинского переулка и Кадашевской набережной, которое уже несколько лет вот-вот должно открыться. Фасад, разработанный бюро «Спич», сделан из массивных рамок-наличников, в которых размещены копии картин из собрания музея.

Но Россия — страна литературоцентричная, поэтому «книжных»объектов в Москве больше. Самая прямолинейная отсылка — станция метро «Рассказовка»: тут и само по себе «литературное» название, и находящийся у метро «топонимический ансамбль» из улиц, названных в честь известных поэтов и писателей, и относительно близко находящийся поселок Переделкино. На стенах вестибюлей написаны имена писателей, путевые стены станции украшены вполне реалистичными изображениями корешков книг, а колонны превращены в ящики библиотечного каталога. Здесь уже декоративные элементы превращаются во вполне функциональные — на ящики нанесены QR-коды, поэтому с помощью телефона можно скачать заинтересовавшую книгу в дорогу.

Менее в лоб работает станция «Печатники» Большой кольцевой линии, спроектированная, как и «Рассказовка», петербургским «Ленметрогипротрансом». Здесь образ платформенной части отсылает к элементам типографского оборудования (понять это можно, лишь прочитав пояснительную записку). А колоннада на фасаде вестибюля, который будет открыт в этом году, должна, по мысли проектировщиков, напоминать книжные полки.

Новое здание РАНХиГС в этом литературном ряду, безусловно, самое изящное. Но когда смотришь на него издалека, кажется, что где-то ты уже это видел. Хотя нет, не кажется. Такой облик здания — кубик или параллелепипед с панорамным остеклением, вертикальными членениями и облицовкой из светлого камня — универсальное архитектурное решение, которое появилось в бюро «Спич». С одной стороны, такое здание выглядит элегантно и благородно, с другой — вневременно (то есть быстро не надоест) и нейтрально, поэтому может стоять где угодно. Например, на важной городской магистрали, как офисное здание на Ленинском проспекте или многофункциональный комплекс «ВТБ Арена Парк» на Третьем кольце. Или в спортивно-парковом окружении «Лужников», как гораздо более камерные павильоны. Или в переулке в историческом центре, как жилой комплекс «Гранатный, 6». Новое здание РАНХигС продолжает эту линию, хотя это и проект другого бюро — ТПО «Прайд». Оно активно работает с главным архитектором Москвы Сергеем Кузнецовым. Их совместные проекты, например, Дворец гимнастики в Лужниках и кампус Бауманки.

С помощью разных приемов облик таких зданий можно сделать более современным или классическим. Еще одно преимущество — фасаду можно придать любую текстуру и фактуру: вертикальные желобки — каннелюры, как на павильонах «Лужников», или это может быть резьба в виде орнаментов, как на «Гранатном, 6», или имена писателей и ученых, как в случае с РАНХиГС. Так что можно и дальше воспроизводить подобные постройки — приемов, как их разнообразить, у архитекторов много.

Фото: Александр Змеул

Подписаться: