На этой неделе Сергей Собянин объявил о создании в Москве новой скоростной магистрали. «Строящиеся сейчас Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды создают новую транспортную артерию — бессветофорный скоростной диаметр», — написал мэр в своем в блоге.
В тот же самый день, за несколько часов перед заявлением мэра, глава департамента транспорта Максим Ликсутов вдруг поднял другую тему, тоже связанную со скоростью, — снижение на дорогах нештрафуемого порога с 20 км/ч до 10 км/ч. Это обсуждение идет уже несколько лет, причем не на городском уровне, а на федеральном, и московский дептранс отправляет свои предложения Министерству транспорта. По подсчетам ведомства, которые озвучивает Ликсутов, снижение нештрафуемого порога поможет снизить смертность в авариях на московских улицах на 10%. И хотя первая новость связана со скоростной магистралью, а вторая касается прежде всего более спокойных улиц, я замечаю в высказываниях мэра и заммэра глубокое сутевое противоречие.
Противоречия преследовали строительство московских хорд с самого начала. В 2011 году Сергей Собянин отказался от идеи создания четвертого транспортного кольца, которой грезил предшественник Юрий Лужков, назвав проект дорогим (он обошелся бы Москве в более чем 1 трлн рублей) и неэффективным. Но вскоре после этого в городе прочерчивают все-таки магистральную окружность, которую привязывают к планам 1970-х годов и решительно называют не кольцом, а тремя хордами и одной рокадой. Правда, в 2019 году мэр все-таки признается, что да, в Москве делается «хордовое кольцо». Я отмечаю еще одно противоречие.
Известно, что и планы по строительству хорд, и их реализация встретили серьезное сопротивление, образовав очаги локальных конфликтов. Выяснилось, что Северо-Восточную хорду строят через заповедный «Лосиный Остров». Жители Богородского выходят на протест против съезда с магистрали, строящегося возле сквера и школы, обещая, что «и под бульдозер лягут, и МЦК перекроют». Жители Перово, Рязанского и Вешняков выступают против вырубки на землях усадьбы Кусково, которые, как это часто бывает, заблаговременно вывели из ее состава. В случае с Юго-Восточной хордой камнем преткновения становится «ядерный могильник» — участок с «пятнами радиоактивного заражения» в Москворечье-Сабурово, расположенный недалеко от новой магистрали. В Нижегородском, Текстильщиках, Печатниках, Курьяново, Царицыно местные жители возмущены тем, что многополосная магистраль с эстакадами проходит под окнами жилых домов и офисных центров и разрезает сложившуюся застройку районов на две части.
Сейчас, когда Северо-Восточная и Юго-Восточная хорды готовы более чем на 60%, их решают назвать Московским скоростным диаметром. Проект как будто обнуляется и утверждает: никакая критика не выстоит перед Ее величеством Хордой. Все, что предлагается «активным гражданам», — переставлять буковки в аббревиатуре (МСД) и подбирать название. Хорды умерли? Да здравствуют хорды.
В мэрии объясняют, что новая старая трасса длиной 68 км свяжет крупнейшие вылетные магистрали Москвы — Дмитровское, Алтуфьевское, Ярославское, Щелковское шоссе, шоссе Энтузиастов, Рязанский и Волгоградский проспекты, Южную рокаду, Каширское и Варшавское шоссе. В районе станции «Новохохловская», где уже открыли эстакаду, можно будет съехать на Третье транспортное кольцо. Таким образом, создается «новая транспортная реальность» — через весь город, минуя центр (привет, диаметры), можно будет проехать без единого светофора за 40 минут. Время в пути, как ожидается, сократится от 10 до 50 минут в зависимости от расстояния и времени суток. Дорога в Шереметьево и Домодедово сократится на 20–25 минут. На севере скоростной диаметр соединится с платной трассой в Петербург, на востоке — с будущей трассой в Казань, на юге — с дорогой до Крыма.
В соцсетях проект ожидаемо вызвал очередную волну критики. Некоторые из тех, кто уже ездит по открытым участкам СВХ и ЮВХ, утверждают, что им стало комфортнее. Кто-то пишет, что не сделали удобный конкретно для них съезд, поэтому хорда бесполезна и стоит в пробках. Звучат и старые лозунги: проект — «полное безумие» и «дорога из области в область». Урбанист Алексей Радченко обращает внимание на то, что масштабы проблемы на самом деле крупнее: «Весь транзитный трафик страны запустят прямо в центр города под окнами домов и офисов». Правда, как уточняет Собянин, транзита грузового транспорта на диаметре не будет. Только от этого легче не становится.
Координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов говорит, что не понимает волны негатива, которую вызвала публикация проекта. «В Москве, в которой и так транзитных дорог, мягко скажем, мало, появляется отличная скоростная автомагистраль. Надо радоваться же! Основная причина пробок в Москве именно в отсутствии скоростного транзитного каркаса. Когда транзитный трафик смешивается с местным, возникает конфликт. Больше скоростных дорог, хороших и разных!» — пишет он.
В мэрии такого автооптимизма не разделяют. Глава Стройкомплекса Андрей Бочкарев обещает, что после хорд таких крупных дорожных проектов в Москве — пробочной столице — уже не будет. Ресурсы перенаправят на развитие общественного транспорта. Именно здесь противоречие становится наиболее явным: насколько абсурдной может быть реализация таких крупномасштабных дорожных проектов в городе, где в речах транспортных чиновников доминирует антиавтомобильная риторика? В городе, где рекламируют экоэлектробусы, неумолимо повышают стоимость парковки, а на заседаниях обсуждают приоритет общественного транспорта перед личным?
Полностью готовый скоростной диаметр намерены сдать в 2023 году. Когда придет осознание того, что магистраль, как ее ни назови, катком проехалась под окнами жилых домов и искромсала московские кварталы, когда выяснится, что для того, чтобы с ветерком проехаться по самой лучшей бессветофорной скоростной дороге, придется простоять час в пробке на въезд — тогда новая транспортная реальность обернется новой транспортной катастрофой.