Сергей Шпаковский

Один день на Ленинградском проспекте

6 мин. на чтение

Пожалуй, из всех московских проспектов именно Ленинградский можно считать главным. Примерно так же, как Тверскую — важнейшей улицей центра. Естественно, не умаляя достоинства и красоты других городских магистралей. Но так уж вышло, что дорога в Северную столицу всегда имела особенное значение, и окружающие ее районы должны были стать какими-то особенными.

Ленинградский проспект идет от площади Тверской Заставы до здания «Гидропроекта», где расходится на Ленинградское и Волоколамское шоссе. Это самая широкая улица Москвы и, страшно подумать, совсем недавно Юрий Михайлович хотел сделать Ленинградский еще шире, превратив в дорогу о восьми полосах. Но не успел. И если вас не пугает постоянное движение машин, то гулять по Ленинградскому проспекту — одно удовольствие. За почти полтора часа ходьбы по маршруту от «Белорусской» до «Сокола» не успеваешь ни заскучать, ни устать. Только выходишь из метро, обходишь бывший Брестский вокзал и тут же озираешься по сторонам, заглядываешь во дворы, вчитываешься в мемориальные доски и идешь дальше.

Справа уже виднеется отель «Советский» с цыганским театром «Ромэн» и уже третьим, если не четвертым, по счету рестораном «Яр». Слева горожане без устали фотографируют ажурный дом Бурова и лошадей на старых воротах ипподрома. Через Третье кольцо блестит бело-голубыми ракушками новый стадион «Динамо».

Дома, дома, дома…

Говорят, что еще в начале прошлого века этот участок Петербургского шоссе имел очень странный вид. Фабричные корпуса и кирпичные дома соседствовали с особняками и еще деревянными дачами. Сегодняшняя Ленинградка ассоциируется с каким-то выверенным великодержавным стилем — с имперским размахом, сталинским ампиром. Проспект действительно смотрится единым целым. Кажется, несмотря на смесь современной, советской и дореволюционной архитектуры, что здания здесь строили, опираясь на общий вид всей улицы. Брошенный фюзеляжный цех середины 1960-х перетекает в жилую шестиэтажку конца 1950-х, за которой стоит двухэтажное административное здание XIX века. Или, например, чуть дальше кирпичная пятиэтажка 1936 года, построенная для работников завода №39, соседствует с жилым комплексом «Помидор» 2000 года. И все они каким-то чудом вписываются в общую картину.

Первый же дом по Ленинградке — сразу жилой памятник архитектуры. Это дом управления пароходства канала Москва—Волга, или «дом с башенками». Изначально в конце 1930-х он был шестиэтажным, два дополнительных этажа нарисовались уже в 1953 году, когда здание перестраивали. Собственно, именно тогда у него появились те самые башенки, без которых сегодня его невозможно представить.

Другой дом, «Генеральский», стоит прямо на Ленинградском проспекте, но уже в самом его конце, у станции метро «Сокол». Его, пожалуй, можно называть самым знаковым домом района. Сталинский ампир, разная этажность, внутренний двор — все, как мы любим. Первым был сдан девятиэтажный корпус, выходящий на проспект. Его построили в 1938 году. Уже в 1950-х к нему приделали еще два строения. Одно, 1953 года, выходило к метро и имело восемь этажей роста. Второе, 1958 года, смотрело на улицу Алабяна и было десятиэтажным. Объединяли три постройки, конечно же, жильцы. Только самые выдающиеся заслуги перед страной могли привести гражданина в «Генеральский дом». Что ни житель — главнокомандующий, генерал, маршал. Хотя нет, не только они. Здесь, к примеру, жил Владимир Федотов, потренировавший в свое время футбольные ЦСКА, «Динамо» и «Спартак». Да и отец его, Григорий Федотов, легендарный капитан армейской команды, тоже жил здесь. Что там говорить, даже «отец русского хоккея» — великий Анатолий Тарасов обитал в «Генеральском доме». На Ленинградке мимо какого дома ни пройдешь, всюду жили великие — военные, ученые, спортсмены, а вместе с ними артисты, филологи и художники.

Если же закрыть глаза и попытаться представить себе Ленинградский проспект, то на первый план сразу же выйдут самые заметные здания — стилизованный под сталинку «Триумф-Палас» и здание «Гидропроекта», которое должно было напоминать «семь сестер», но получилось таким, каким мы его знаем. Кто-то вспомнит фабрику «Большевик» с Музеем русского импрессионизма или здоровенный Автомобильно-дорожный университет.

Скоро на Ленинградском проспекте появится еще одна архитектурная доминанта — жилой квартал премиум-класса Prime Park. Девять башен разной (от 37 этажей до 41) этажности строятся на 11 гектарах западной стороны проспекта, почти в самом его центре. Архитектурными решениями занимается британское бюро Dyer.

«Прайм Парк» станет первым «цифровым» домом со своей интеллектуальной системой и мобильным приложением, которые будут отвечать за все услуги: заказ еды, химчистку, уборку, запись в салон красоты или танцевальную студию. И все будет находиться в самом комплексе — бассейн и фитнес-центр, рестораны и кафе, школа и детский сад, супермаркет и магазин здорового питания, банк, аптека и частный парк на три гектара.

Спорт

Традиционно считается, что Ленинградский проспект — территория московского «Динамо». Здесь, в Петровском парке, стоит бело-голубая «ВТБ Арена», уникальный спортивный объект, совмещающий футбольный стадион, хоккейную арену и торговый центр. Однако почти вся западная сторона улицы отдана ЦСКА. У армейцев здесь есть гимнастический и плавательный комплексы, дворцы тенниса и борьбы, три тренировочных катка, включая Ледовый дворец имени Всеволода Боброва, где когда-то играла основная команда, затем переехавшая на «Автозаводскую». Собственно, если пройти чуть глубже через Песчанку, то выйдешь и к футбольной «ВЭБ Арене», где играет клуб Евгения Гинера.

Ну а вместе с этим здесь просто невозможно пройти мимо сотен профессиональных спортивных школ. Вот бегут с футбольной тренировки какие-то мальчишки и девочки с ракетками в рюкзаках. Вот идут в зал мужички-боксеры, а где-то в стороне слышен бой баскетбольного мяча. В общем, спорта здесь предостаточно.

Да и не только спорта. Так или иначе арены «Динамо» и ЦСКА привлекают не только фанатов и болельщиков. На этих стадионах выступали «Мумий-Тролль», Макс Корж, Дженнифер Лопес и Kiss. Кроме того, в конце проспекта стоит один из самых больших концертных клубов города — Adrenaline Stadium.

Парки

Для любителей прогулок Ленинградский тоже хорошее место. Так уж вышло, что одна из крупнейших магистралей города практически окружена парками и садами. Ближе к центру находится Петровский парк, памятник садово-паркового искусства XIX века. На западной стороне разбит здоровый современный парк «Ходынское поле», возле которого вы найдете дворец «Мегаспорт» и крупнейший в Европе торговый центр «Авиапарк». Чуть дальше на западе — парк «Березовая роща» и Чапаевский сквер. Также неподалеку, уже на восточной стороне, лесопарк Тимирязевской академии, а в конце проспекта, на развилке Волоколамки и Ленинградки, огромный парк «Покровское-Стрешнево» с белками, бобрами и ежами. Только по одним этим паркам можно гулять круглосуточно.

Соседи

Ленинградский проспект захватывает сразу несколько районов Москвы — Аэропорт, Сокол, Хорошевский и Беговой. Только внутри них можно найти кучу интересных кварталов и исторических мест. Тут и нежно любимая москвичами Песчанка с тихими улицами и прекрасной архитектурой. И Петровско-Разумовские проезды с Верхней Масловкой за стадионом «Динамо». Самым известным соседом Ленинградки был и остается легендарный поселок художников на Соколе. Он спрятан за линиями простых многоквартирных домов на Алабяна и Панфилова, и так уж вышло, что до сих пор не все москвичи могут уверенно сказать, где вообще поселок художников находится. В общем, если вы не нагулялись по паркам, то вот вам милейшие городские и поселковые улицы.

Транспорт

Когда-то с Ленинградского проспекта можно было даже улететь — прямо с площадки авиационного комплекса Сергея Илюшина или центрального аэродрома имени Фрунзе, который был на Ходынке. Сейчас Ленинградка объединяет все виды городского транспорта.

В самом его начале, вернее в конце 1-й Тверской-Ямской, стоит Белорусский вокзал с тремя «Белорусскими»: кольцевой, зеленой и МЦД. Следующая остановка — станция «Динамо» Замоскворецкой линии и «Петровский парк» Солнцевской и Большой кольцевой. Дальше идет «Аэропорт» и «Сокол». В глубине Ходынки, у «ВЭБ Арены», была открыта станция «ЦСКА». Железнодорожные станции Рижского направления тоже здесь. Поскольку до «Войковской» тут тоже недалеко, то можно добавить «Балтийскую» (МЦК).

Понятное дело, по Ленинградке курсируют сотни автобусов. Когда-то проспект был первой столичной улицей, по которой начали ходить троллейбусы. Ну а если вас интересует более изысканный транспорт, то в считаных минутах от проспекта, уже на Ленинградском шоссе, работает Северный речной вокзал. Его только-только открыли.

Фото: Артем Чернов

Подписаться: