search Поиск
Наталья Афанасьева

Один день в районе Марьина Роща

9 мин. на чтение

Легендарный московской район Марьина Роща, который раскинулся по обе стороны Сущевского вала, вплоть до XVIII века действительно был  частью огромного лесного массива. Одна из версий происхождения названия гласит, что Марья — атаманша банды разбойников, которая скрывалась в этих лесах.

Рощи в Марьиной Роще давно нет, а вот концентрация будоражащих воображение легенд, роковых романов и разбойничьих баек, а также литературных, архитектурных и музыкальных и других культурных историй в этих местах повышенная.

Сегодня самый простой способ попасть в район — приехать сюда на метро. Но такая роскошь появилась совсем недавно — станции «Марьина Роща» и «Достоевская» — типичные московские долгострои. Задумана ветка была еще в 1980-х годах, но открылись станции лишь в 2010 году. И стали последним «лужковским» приветом. Это яркие представители ушедшего ныне метростиля, главная черта которого — тематическое оформление. Станция «Марьина Роща» оформлена мозаичными панно, изображающими пейзанские пейзажи владений графов Шереметевых — по ним можно составить представление, как выглядел район в свой золотой период.

Совсем иное настроение вас ждет, если начать путешествие по району со станции «Достоевская» — про нее в народе шутят «переход на маниакально-депрессивную линию». Оформление действительно нервное, но, говорят, изначально задумка была еще жестче — ходят слухи, что в том числе и потому станцию не могли открыть так долго. Тем не менее именно отсюда и стоит начать свое знакомство с Марьиной Рощей.

Разумеется, имя Достоевского тут не просто так — именно здесь, в районе Божедомки (сейчас улица, естественно, Достоевского), во флигеле Мариинской больницы родился будущий писатель. В 1821 году его отец Михаил Достоевский получил должность лекаря в отделении «приходящих больных женского пола». Сейчас здесь работает музей, который буквально в ноябре, к 200-летию писателя, открылся после большого ремонта, стал мультимедийным и по-современному интерактивным. На третьем этаже, например, появилась  инсталляция Михаила Шемякина «Наваждение Раскольникова»: здесь можно увидеть фигуры героев романа или заглянуть в комнату старухи-процентщицы.

У больницы установлен (точное, перенесен с Цветного бульвара) памятник Ф. М. Достоевскому, над которым скульптор Сергей Меркулов начал работать еще в 1910 году. Позировал же ему, изображая Федора Михайловича, сам Александр Вертинский.  Согласно легенде, после установки памятника на нем появилась меловая надпись: «Достоевскому — от благодарных бесов».

История же самой Божедомки вполне в достоевском духе, где низкое и высокое идут рука об руку. В 1803 году императрица Мария Федоровна, посвятившая себя после смерти мужа благотворительности, выкупила земли под больницу для бедных, и постепенно этот район стал заселяться разнообразными благотворительными учреждениями.

Рядом  с больницей — Александровский женский институт (ул. Достоевского, дом 4),  где  учились девицы недворянских сословий: основанием для зачисления в институт могли служить трудные обстоятельства, сиротство, тяжелое материальное положение семьи.

Оба здания построены архитектором Иваном Жилярди, швейцарцем, которого рекомендовали  Шереметеву как достойного и надежного мастера, в России он строил в основном благотворительные заведения. В настоящее время здесь размещается Институт фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний.

Недалеко от Божедомки, на площади Борьбы, стоит памятник Веничке Ерофееву — именно отсюда он начал свое путешествие в Петушки. Одной рукой он держится за табличку с надписью «Москва», а другой прижимает к себе чемоданчик с гостинцами для сына. На гранитном постаменте можно прочитать: «… Нельзя доверять мнению человека, который еще не успел похмелиться!» Рядом — девушка с косой, на ее постаменте надпись: «В Петушках…  жасмин не отцветает и птичье пение не молкнет». Сначала Веничка стоял на Курском вокзале, а его рыжеволосая возлюбленная, как и положено по сюжету, — в Петушках. Но в 2000 году они соединились в Марьиной Роще.

Место это совершенно четко определено в самом начале поэмы «Москва — Петушки»: «… я, как только вышел на Савеловском, выпил для начала стакан зубровки…  потом — на Каляевской — другой стакан, только уже не зубровки, а кориандровой».

Улица Октябрьская, куда можно ненадолго заглянуть, до 1936 года носила название Александровской, в честь вышеупомянутого женского института, и к началу ХХ века была застроена крепкими доходными домами из красного кирпича, что придавало ей немосковский вид. Несколько из них сохранились и сейчас. В одном из таких домов (под номером 5) в 1988 году поселился первый в России частный семейный театр «Тень». Илья Эпельбаум и Майя Краснопольская не только познакомили москвичей с великими произведениями Лиликанского Королевского Большого Академического Народного Театра драмы, оперы и балета, но невероятно украсили и обогатили культурное пространство столицы.

Еще один сохранившийся дом 1901 года — под номером 26. Когда-то здесь располагалась бесплатная библиотека-читальня Московского столичного попечительства о народной трезвости, а после — знаменитый на всю округу винный магазин. Привет, Веничка.

По Институтскому переулку можно выйти на улицу Образцова — не многие москвичи знают, что названа она не в честь кукольника Сергея, а в честь его отца — выдающегося инженера, академика Владимира Николаевича Образцова, который жил на этой улице, тогда Бахметьевской, в четырехэтажном доме в стиле конструктивизма под номером 12 и преподавал в расположенном здесь же Московском институте инженеров железнодорожного транспорта.

Величественное главное здание МИИТ  возведено по проекту Иеронима Китнера, одного из главных архитекторов Санкт-Петербурга (вот откуда абсолютно питерский стиль), в 1898 году для Московского инженерного училища ведомства путей сообщения.

Немного в стороне, по адресу Новосущевский переулок, дом 6, располагается Клуб МИИТ (или РУТ, как он сейчас называется). Здание было достроено в 1937 году, но проектировалось гораздо раньше — в 1920-х. Поэтому его лаконичный авангардный стиль дополнился сочным ампиром: сдержанный экстерьер контрастирует с пышным, в золоте и лепнине, интерьером.

Далее на улице Образцова в доме под номером 19а располагается знаменитый Бахметьевский гараж — уникальное сооружение архитектора Константина Мельникова с конструкциями металлических перекрытий, разработанных инженером Владимиром Шуховым. Построено в 1928 году для стоянки и ремонта автобусов (в двадцатых годах для первых московских автопарков в  Великобритании были закуплены 28-местные автобусы «Лейланд»). В этом памятнике архитектурного авангарда в 2008 году был открыт Центр современной культуры «Гараж», а нынче здесь располагается «Еврейский музей и центр толерантности».  Вообще, эта территория отдана еврейской общине, поэтому за кошерной едой — магазинами и ресторанами — следует ехать в Марьину Рощу.

Как выглядела Марьина Роща в послевоенные годы, запечтатлел выдающийся режиссер-аниматор Юрий Норштейн. Его родной старый московский двор в тончайших деталях  изображен в «лучшем фильме всех времен и народов» — «Сказка сказок».  «Марьина Роща — моя родина, и без нее я был бы никто!» — говорит Юрий Борисович. Деревянный оштукатуренный дом XIX века, где находилась комната в коммуналке и где жила семья Норштейна, располагался по нынешнему 6-му проезду Марьиной Рощи. Режиссер вспоминал, что мама его очень боялась, что он свяжется со шпаной. И действительно, шпаны здесь было немало.

В сознании советского человека за Марьиной Рощей накрепко закрепился имидж бандитской «малины» после фильма «Место встречи изменить нельзя». Однажды на 4-м Стрелецком проезде появилось граффити — Глеб Жеглов и Володя Шарапов, рядом с ними верный «Фердинанд», трамвай и черная кошка. Самое интересное, что появилось это граффити по просьбе администрации района. Но после печально известного постановления правительства Москвы №877 от 16 июля 2019 года его закрасили (как не соответствующее новым правилам и не популяризирующее выдающихся личностей, исторические события, науку, спорт и искусство).

В 30–40-е годы ХХ века Марьина Роща становится промышленным придатком города — здесь работают крупные предприятия: заводы «Борец», «Станколит», «Калибр», МКТС (комбинат твердых сплавов) и так далее. Сейчас огромные заводские и складские территории застроили жилыми комплексами и мегамоллами. Например, гигантский «Станколит» превратился в одноименный бизнес-парк с торговым центром, где всегда не очень много людей, и приятным фудкортом, который хвалят за разнообразие кухни (от абхазской до вьетнамской) и либеральные цены (ул. Складочная, 1, cтр. 1).

Когда-то Сущевский, то есть Камер-Коллежский, Вал, который был проведен в 1742 году от деревни Марьино как таможенная граница Москвы, был излюбленным местом народных гуляний, сюда приезжали на променад и Пушкин, и Гоголь, и весь бомонд во главе с князем Долгоруким. Сейчас же это одна из ключевых магистралей города, которая разделяет район на две части. Бесконечные проезды и улицы имени Марьиной Рощи путают всех «понаехавших», но местные знают правило:  проезды идут перпендикулярно Шереметьевской улице, а улицы — параллельно, а по отношению к Сущевскому Валу — наоборот.

В позапрошлом веке здесь были увеселительные прогулки и аттракционы, остались очаги безудержного веселья и сейчас.  Это бывший кинотеатр «Гавана», который в 2011 году президент России лично передал КВН в честь 50-летия клуба.

И, конечно, легендарный «Сатирикон». В 1982 году великий Аркадий Райкин и его театр переехали из Ленинграда в Москву и получили здание бывшего кинотеатра «Таджикистан». Уже довольно давно (с 2015 года) театр закрыт на реконструкцию, зато рядом работает Центр культуры, искусства и досуга имени Аркадия Райкина, состоящий из торгово-развлекательного комплекса «Райкин Плаза» и Высшей школы сценических искусств.

Та зеленая, почти дачная Марьина Роща, которую мы видели у Норштейна, закончилась в 1960-х годах, когда на месте деревянных домов началось высотное строительство, к Олимпиаде-80 район был полностью модернизирован.

Чтобы Марьина Роща с ее богатой историей и харизмой оставалась привлекательным для активных молодых людей районом, нужны неординарные архитектурные идеи.

Жилой комплекс Mod, который строится на 4-й улице Марьиной Рощи, рядом с «Райкин Плаза» — проект архитектурного бюро Kleinewelt Architekten для девелопера MR Group. Кстати, само название  комплекса образовано от слова «модернизм», а корпуса названы в честь выдающихся представителей течения — Томаса Манна, Альбера Камю, Айн Рэнд, Гертруды Стайн и Теодора Драйзера (которого, кстати, называли американским  Достоевским, так что все неслучайно).

По задумке архитекторов, здесь должны воплотиться контрастные решения: минимализм и сложность пластичных фасадов, высота и уют малоэтажной застройки. Одной из основных задач было сохранение комфортного масштаба и понятных человеку пространств при довольно больших объемах проекта.

На сегодня ЖК премиум-класса Mod обещает стать доминантой района Марьина Роща. Комплекс состоит из двух клубных 9-этажных  домов и трех небоскребов в 44–55 этажей.

Из панорамных окон небоскребов с фасадами из натурального камня — материала, который надолго  сохранит свою современность, открываются виды на всю Москву: на исторический центр, ВДНХ, на утопающие в зелени дворики Марьиной Рощи.

А внутри комплекса — свой микромир, с парящим мостом и водоемом, деревьями, дворами и развитой инфраструктурой для жителей комплекса. Здесь также появятся новые городские общественные пространства — площадь с фонтаном и арт-объектами, рестораны, магазины, образовательный центр, спа-зона, супермаркеты, фитнес-центр и даже джаз-гостиная.

В устройстве этого микромира задействованы все пространства и поверхности комплекса. На кровле стилобата будет разбит второй уровень приватного сада. Уютный, камерный с ландшафтными кулуарами и альковами. Здесь можно спокойно посидеть с книжкой и просто отдохнуть. Для любителей йоги — идеальное место для тренировок. Предусмотрена и особая клубная зона — место, где можно собрать друзей на вечеринку.

Внутренняя архитектура Mod так же интересна, как и внешняя. В каждой из башен парадные, светлые, высокие фойе, что редкость для таких проектов. В их дизайне использован принцип контрастных акцентов: яркие каменные глыбы — стойки ресепшн на фоне монохромных стен. Красота не отменяет функциональности. Лобби Mod устроены так, чтобы было удобно резидентам и их гостям. Есть комфортные места для ожидания, читальные зоны с кофе-поинтами, гостевые санузлы, колясочные комнаты. Даже лапомойки для собак.

Про парящий мост в центре двора тоже стоит рассказать отдельно. Он место и для прогулок, и для отдыха, и уникальная смотровая площадка. А еще и красивый архитектурный объект, без которого визуальная картина всего комплекса казалась бы незавершенной.

Уникальное расположение района делает возможным устроить рядом с домом и повседневную жизнь, и насыщенный отдых на любой вкус. Например, чтобы доехать до Центрального рынка за покупками или в ТЦ «Цветной» или ЦУМ, нужно максимум 10–15 минут. Примерно столько же потребуется, чтобы попасть в самый «звездный» мишленовский ресторан Москвы — Twins Garden, что на Страстном бульваре, который в гиде не только отметили двумя  звездами, но и дали «Зеленую звезду» — за экологичность. «Пробка» — один из лучших итальянских ресторанов в Москве, «Рыба моя», где можно съесть лобстера, утром выловленного в Арабских Эмиратах, модный «Горыныч» — все это буквально «по прямой».

Прямо на границе Марьиной Рощи находится Центральный академический театр Российской Армии, который обладает самой большой в Европе сценой и выглядит совершенно фантастически — в форме пятиконечной звезды. Буквально в пешей доступности Театр кукол им. Сергея Образцова и Волшебный детский театр зверей им. Дурова, рукой подать до Цирка на Цветном Бульваре, театра «Школа современной пьесы».

Для детей в районе — раздолье: здесь и Центральный музей Вооруженных сил, один из крупнейших военно-исторических музеев мира. И конечно, Музей железнодорожного транспорта на Рижском вокзале, где можно увидеть настоящие паровозы, электровозы и вагоны разных эпох и назначения.

А для активного отдыха, прогулок и спорта вокруг Марьиной Рощи расположены уникальные московские зеленые зоны: в пешей доступности Фестивальный и Екатерининский парки, а буквально в 5–10 минутах езды — Останкино,  Сокольники, Ботанический сад и, конечно, ВДНХ, где и природа, и развлечения, и история, и спорт.

 

Фото: glokaya_kuzdra/Фотобанк Лори, Александр Курлович/Фотобанк Лори mos.ru, dostoevskiyfm.ru, wikipedia.org, Denis Esakov/archdaily.com, mymiit.ru, dkmiit.ru, toms-art.ru, shutterstock.com, пресс-слежба MR-Group, видео: пресс-слежба MR-Group

Подписаться: