Открытие части Троицкой линии: колонные станции мелкого заложения — кошмар любого архитектора
Открыты первые четыре станции новой Троицкой линии, одинаковые по конструкции, созданные одними и теми же архитекторами, с одинаковыми приемами, но выглядящие по-разному.
Скажи любому архитектору, занимающемуся темой метро: «Колонная станция мелкого заложения», и он содрогнется. Появившаяся в самом начале 1960-х годов типовая сборная конструкция с рядом 38 колонн, прозванная «сороконожкой», на долгие годы стала символом типового проектирования. Ее ребристый потолок, напоминающий подземный переход, сводил на нет все усилия архитекторов: пассажиры видели только его.
Не случайно на современных колонных станциях, которые, конечно же, гораздо масштабнее и технологичнее, архитекторы принялись работать прежде всего с потолком. Апофеозом этого стали шесть идущих подряд станций на юго-западе БКЛ: Млечный путь из тарелок на «Воронцовской», панели с китайской графикой на «Мичуринском проспекте», объемные элементы на «Зюзино». При этом путевая стена была почти везде фоновой — черная полоса из стекла с надписью шрифтом студии Артемия Лебедева и однотонная стена — они сделаны так и на новых станциях. Кстати, часть из этих станций спроектировал тот же авторский коллектив, что и первый участок Троицкой линии — архитекторы из института «Мосинжпроект» Александр Вигдоров и Сергей Каретников, на новой линии это еще и Владимир Бутурлинцев.
На Троицкой линии задача была сложной — здесь идут подряд четыре совершенно идентичных по конструкции станции. Никаких балконов, как на «Проспекте Вернадского», одного ряда колонн, как на «Зюзино». Два ряда колонн и никак больше. Чтобы разнообразить эту конструкцию, здесь решили активно работать не только с потолком, но и с путевыми стенами и самими колоннами (на одной станции даже слишком увлеклись). В итоге получалась игра в деконструктивизм — этому направлению в архитектуре характерны нарочитый хаос, изломанные линии, искажение и, конечно же, асимметрия. Но это деконструктивизм в таком ламповом исполнении, речь идет по сути об оформлении существующих конструкций, причем по мере удаления от центра деконструктивистская тема нарастает и достигает своего апофеоза в вестибюле «Тютчевской» — здесь архитекторы оторвались по полной.
Первая станция на новой линии — «Новаторская», пересадочная на БКЛ.
Станция Большого кольца, созданная, кстати, теми же архитекторами, одна из самых фотографируемых на БКЛ — «пылающий» потолок из подсвеченных стеклянных панелей красного, оранжевого и желтого цветов. На «Новаторской» радиальной архитекторы решили не соперничать сами с собой, она слишком скромна и нейтральна, хотя кажется, что ее можно было додумать. Серые, белые и оранжевые алюминиевые панели (этот материал использован на всех четырех станциях), естественно, разного размера на путевых станах, оранжевые квадратные кессоны, то есть углубления, на потолке (в них установлены светильники) символизируют, по мысли архитекторов, «московские окна». Главная фишка станции, которую, наверное, оценят только профессионалы — серые гранитные колонны с каннелюрами, то есть декоративными вертикальными желобками. Со стороны центрального зала они сделаны на всей колонне, сбоку — на половине, со стороны путей они гладкие.
Станция «Университет Дружбы Народов» выглядит самой свежей и бодрой.
Удачно придуманный кессонированный потолок, но не классический с повторяющимися ячейками — они здесь разного размера и цвета, в основном светлые, но также бирюзовые и салатовые. В большинстве кессонов размещены светильники, но в некоторых из них — вентиляционные решетки систем дымоудаления. План кессонированного потолка остроумно повторен на путевой стене в верхней части, в нижней — опять панели бирюзового цвета. Колонны здесь играют фоновую роль — они облицованы мрамором светлого оттенка. На станции две мозаики Максима Козлова — это уже четвертая его станция в московском метро, самая знаменитая его работа — рыбы на «Нагатинском Затоне». На «Университете Дружбы Народов» композиция со студентами, тянущимися к солнцу, выполненная в технике римской и флорентийской мозаик, размещена над эскалатором. Вторая расположена в подуличном переходе — на ней образы разных городов мира. Эта мозаика гораздо современнее и острее.
Главная особенность «Генерала Тюленева» (да, именно так, в родительном падеже без определяемого слова) — торжественность, которой добились благодаря сочетаниям цветов гвардейской ленты.
Удивительно, что при этом оформление станции асимметрично. Казалось бы, это не очень вяжется с торжественностью, но здесь получилось. Одна путевая стена облицована желтыми и оранжевыми треугольниками, а другая — косыми полосами трех цветов, которые переходят на потолок, эта же тема поддержана и на полу. Самый крутой элемент, без которого композиция станции не собралась бы в единое целое — круглые колонны, облицованные черным габбро, то есть сочетание классической формы и благородного камня. Круглые колонны дорогие в создании, они давно не появлялись в московском метро. Над эскалатором установлено панно, созданное из фотографий генерала Ивана Тюленева — это тоже работа Максима Козлова.
«Тютчевская» — самая спорная станция на новом участке.
Здесь главная тема вовсе не поэт Федор Тютчев, чьи цитаты размещены на путевых стенах. Образ «Тютчевской» родился из сложного плана ее вестибюля — это неправильный многоугольник, который в том или ином виде повторяется во всех частях станции. Гигантский наземный вестибюль (единственный на первом участке Троицкой линии) буквально слеплен из прямоугольных заплаток черного, белого и серого цветов и таких же окон сложной формы. Он весь ломаный, нервный, это такой настоящий деконструктивизм. Вестибюль, стоящий прямо на МКАД, пополнит ряд странных сооружений вдоль автомагистрали.
Самое спокойное место на станции — проход между эскалатором и платформой — гораздо удачнее. Здесь многоугольники одного цвета — серого, и они красиво расчерчены светильниками. На платформе опять возникает нервное напряжение — ломаный рисунок на путевых стенах, похожий на скачущий график, в котором по диагонали и размещены стихи Тютчева. Кривую тему продолжают диагонали облицовки пола и светильников на потолке.
Апофеоз этой игры в деконструкцию — колонны (они есть и на платформе, и в вестибюле) в нижней части облицованы камнем, а основная, верхняя часть оставлена в бетоне, но спрятана под триплекс, и, естественно, здесь облицовка заканчивается под углом. Но если на глубоких станциях БКЛ оставленные необлицованными фрагменты тюбингов, то есть колец, которые держат тоннель, действительно выглядят каким-то высказыванием, то эти колонны смотрятся как некий полуфабрикат. В своем стремлении к деконструкции можно было остановиться на вестибюле.
На Троицкой линии от «Новомосковской» до «ЗИЛа» всего будет 11 станций, 10 из них — колонных, так что нас ждет еще много открытий.
Фото: пресс-служба Комплекса градостроительной политики и строительства города Москвы