search Поиск Вход
, 3 мин. на чтение

Первый кикшеринг-съезд показал, что пора признать электросамокат полноценным транспортом

, 3 мин. на чтение
Первый кикшеринг-съезд показал, что пора признать электросамокат полноценным транспортом

Московскому кикшерингу — аренде самокатов — исполняется четыре года. Еще пару лет назад такого понятия не существовало в принципе, а сейчас, в 2021 году, кикшеринг-отрасль уже проводит всероссийскую конференцию. Первый кикшеринг-съезд, который состоялся вчера в Москве, выглядит как стейтмент: как в свое время обыкновенный самокат стал электрическим, так и бизнес уже окреп, встал на свою линию и мчится далеко вперед.

По данным департамента транспорта, в этом сезоне москвичи совершили 7,5 млн поездок на прокатных электросамокатах. Для отрасли это первый ошеломительный успех: в прошлом году таких поездок было 2 млн (стало почти в четыре раза больше). Количество самокатов за год выросло с 5 тыс. до 25 тыс., а в 2022-м парк, по прогнозам, будет насчитывать 40 тыс. устройств. «Мы видим в электросамокатах большое будущее», — с гордостью говорит глава проектов шеринга в дептрансе Магомед Колгаев.

Безусловно, идея «транспорта будущего» прилипла к электросамокатам уже давно. Компании в рекламе позиционируют продукт как что-то футуристичное, нечто из разряда фантастики, которая вдруг становится реальностью, как летающий «ДеЛореан». Развитие кикшеринг-отрасли завязано на новых технологиях и расширении пользовательского опыта, будь то датчики или контроллеры, рычаги или дашборды, держатели для телефона или сглаживание неровностей дороги с помощью особой конфигурации. Электросамокаты — это как айфон, продукт успешного маркетинга, высокотехнологичная игрушка, которая должна вызывать у потенциального пользователя трепет и желание немедленно попробовать.

Член общественной палаты РФ Александр Холодов, профессор кафедры «Автомобили» МАДИ Виталий Гаевский и сооснователь Whoosh Олег Журавлев во время дискуссии на тему «Безопасность» в рамках первого кикшеринг-съезда

При этом и московские власти, и кикшеринговые компании убеждают: на электросамокатах можно не только кататься, но и ездить — по делам, на работу. Речь идет о модели «последней мили»: вместо того чтобы идти от станции метро до остановки, ждать электробус, а после поездки на нем опять шагать от остановки до дома, можно преодолеть это расстояние на шеринговом самокате. Сооснователь Whoosh Дмитрий Чуйко заявляет, что сейчас около 80% поездок на самокатах сервиса совершают не для развлечения или отдыха, а для передвижения по городу. В дептрансе отмечают, что у большинства поездок функция транспортная, но без конкретных цифр. Отчасти развитию транспортного сценария помогли ограничительные меры, которые предписывают равномерное распределение самокатов по городу. Два года назад, в 2019-м, взять в аренду самокат можно было только в центре. Год назад — в центре и на юго-западе. Сейчас же кикшеринговые сервисы покрыли уже весь город за исключением большей части Новой Москвы.

Вслед за медленной велосипедизацией, успех которой, увы, пока представляется сомнительным, в Москву пришла стремительная самокатизация. Если на велосипеды горожане при отсутствующей инфраструктуре пересаживались неохотно, то на модные электросамокаты с красивой подсветкой встают с удовольствием и гордо поднятой головой.

В этот момент кикшеринг становится чуть ли не самой обсуждаемой темой после ковидошеринга. СМИ в красках описывают каждое ДТП с электросамокатом, общественное недовольство растет. В соцсетях фиксируют образ, знакомый каждому: «Картинка из фильма ужасов: летит, жужжит огромный самокат, бородатый дядька на нем еще больше. В одной руке ведро кипящего зелья из ближайшего One Price, в другой — смартфон. Всадник Апокалипсиса в это время изволит переписываться с друзьями».

На федеральном уровне тем временем начинают бурно обсуждать новые поправки в ПДД, разработку которых Минтранс на самом деле вел несколько лет. Новые нормы, по задумке, должны положить конец лихачеству на самокатах и других «средствах индивидуальной мобильности»: ограничить скорость устройств до 25 км/ч и обязать водителей ездить по тротуарам, если нет отдельной инфраструктуры. Сейчас обсуждения подошли к завершающему этапу, стороны-разработчики пришли к консенсусу, осталось только разобраться с бюрократией и наконец-таки проект утвердить. В министерстве надеются, что успеют к началу следующего сезона, но не все так просто.

«Согласно принятой регуляторной гильотине, в нормативные акты больше нельзя делать поправки, — объясняет руководитель “Пробок.нет” Александр Шумский. — Минюст считает, что нынешние ПДД править нельзя, нужно разработать правила заново. МВД и Минтранс подготовили поправки касательно электросамокатов, но они уже два года, по сути, зависли между ведомствами, поэтому самокаты у нас до сих пор приравнены к пешеходам. Кто победит в этой бюрократической борьбе, пока не понятно».

Не меньше вопросов вызывает и то, как конкретно собираются следить за соблюдением новых правил. Представитель Минтранса Владимир Луговенко отмечает, что это уже «совсем другой вопрос» — нормы разрабатываются с надеждой на то, что сознательные граждане правила нарушать не будут. А что делать с несознательными? Здесь у Москвы, разумеется, припрятан свой туз в рукаве: дептранс анонсирует новые камеры, которые будут с помощью «обработки видеопотока и данных сенсоров» выявлять опасное вождение на тротуарах. Когда технология доберется до наших улиц (и доберется ли вообще), неизвестно.

Поэтому тротуарный вопрос остается по-прежнему открытым. И решить его, похоже, поможет только качественная инфраструктура. Надежду здесь дает сотрудничество государства и бизнеса: кикшеринговые компании в этом году сами установили в городе около тысячи новых парковок. Хотелось бы, чтобы это сотрудничество не просто продолжалось дальше, а выходило на новый уровень. Тогда, быть может, у микромобильности в Москве и случится то самое «большое будущее».

Фото: shutterstock.com, Александр Авилов/Агентство «Москва»