Посмотрите на мозаики гигантских рыб, которые появятся на станции «Нагатинский Затон» БКЛ
Уже сейчас понятно, что «Нагатинский Затон» станет одной из самых красивых станций Большого кольца, если не самой.
Ходили слухи, что «рыбов» нам в итоге не покажут: якобы проект станции с мозаиками, изображающими водных обитателей, должен заменить какой-то другой. Но эта информация не подтвердилась: рыбы на стенах будут, а станцию действительно назовут «Нагатинский Затон» — так решили на «Активном гражданине» (были варианты «Корабельная» и «Речная», а среди предложенных пользователями — «Москворечная», «Судостроительная», «Речные ворота», «Тихая гавань»).
Мозаика в современном метро — умирающий жанр, к сожалению. Тем более радостно, что она появится на Большой кольцевой линии. Мастер-мозаичист Максим Козлов поделился с Архсоветом подробностями.
«Мы осовременили традиционно консервативную римскую технику мозаики, — рассказывает он. — Кажется, в такой технике мозаику в метрополитене еще не выкладывали. По сути это техника свободной выкладки, что-то среднее между флорентийской и римской техниками исполнения, когда берутся большие куски материала и обрабатываются, но не кладутся стык в стык, как в классической флорентийской мозаике, а размещаются под разным углом. Свободная кладка позволяет выявить именно художественную и изобразительно-выразительную составляющую образа, а не просто показать навыки аккуратного ремесленного расположения одинаковых камней в линию, как в римской мозаике. Есть преимущество и перед флорентийской техникой, где механически нарезается на станке камень в соответствии с чертежом (про ручной набор я не говорю). В нашем случае мы получаем красивое и выразительное изображение, которое считывается как издалека, так и вблизи как интересный микс текстур, камней, смальты, оттенков, цветового и композиционного разнообразия».
Над проектом начали работать еще в 2018 году: обсуждали концепции, рисовали эскизы, выбирали технику. Напомним, конкурс на дизайн станции выиграла архитектурная мастерская Za Bor. Сейчас готовы две мозаики, еще четыре в работе, а всего панно будет двенадцать. По словам Козлова, изображения рыб реалистичные (и они действительно обитают в Нагатинском затоне), но «не как в классической иллюстрации для юного натуралиста», это «отдельные персонажи со своими характерами».
Казалось, что могла получиться почти идеальная история, если бы не одно «но»: на днях руководство метро попросило ускорить производство мозаик более чем на два месяца. Практика, в общем-то, стандартная: авральный темп сопровождает строительство подземки с 1930-х годов, из-за чего архитектурный облик станций нередко претерпевает изменения. Мастер-мозаичист опасается, что в случае с рыбьими панно может пострадать качество. Не хотелось бы, чтобы стены метро украшали наспех выполненные работы, и Козлов надеется, что руководство метро это тоже понимает.
Рыбы, к слову, будут встречать пассажиров с самого вестибюля: на потолке на входе разместят латунные пластины, имитирующие золотую рыбью чешую.
Фото: Михаил Абрамычев//archsovet.msk.ru