, 3 мин. на чтение

Red7 — самый заметный проект иностранных архитекторов в Москве за последние 30 лет

На углу Садового кольца и проспекта Академика Сахарова наконец достроен комплекс апартаментов Red7. Не заметить это красное здание, словно высеченное из скалы и нависающее над окружающей застройкой, невозможно.

Это проект бюро MVRDV из Нидерландов, страны архитектурного экспорта — компании из этой небольшой страны проектируют по всему миру здания любых типологий и масштаба. В неформальном бренде «нидерландская архитектура» технологичность и рациональность решений удивительным образом сочетаются с какой-то «безуминкой», в них почти всегда есть нестандартное решение, образное или конструктивное.

Москву, пусть и совсем в гораздо более скромном масштабе, чем другие крупные города мира, не обошел архитектурный экспорт из Нидерландов. Это, например, музей «Гараж» в парке Горького от Рема Кулхаса, который реконструировал советскую стекляшку ресторана «Времена года», сохранив некоторые ее элементы. Или жилой комплекс «Вандер Парк» на западе Москвы — башни со сдвинутыми относительно друг друга частями (очень голландский прием) от de Architekten Cie и благоустройством от одних из главных ландшафтников мира — West 8.

Проект MVRDV продолжает этот ряд. Это не просто известные, но именно модные архитекторы. То, что в Москве построили здание MVRDV, само по себе событие, а то, что сделали, почти не отступив от изначальной концепции — событие вдвойне. Российским партнером стало бюро Аpex, которое выступило в роли генпроектировщика, постаравшись воплотить проект именно так, как он был задуман.

MVRDV основано еще в 1991 году в Роттердаме и названо по первым буквам фамилий основателей бюро — Вини Мааса (Winy Maas), Якоба ван Рейса (Jacob van Rijs) и Натали Де Врис (Nathalie De Vries). Известность к ним пришла в 2005-м благодаря комплексу социального жилья в Мадриде «Мирадор» — он собран из нескольких блоков, у каждого из которых свое лицо — фасад выделен своим цветом и материалом, но главное — в каждом своя планировка. Но самый запоминающийся элемент — гигантское отверстие в середине дома, где размещены общественные пространства для жильцов.

Главное, чем всегда отличалась работа MVRDV — сложная структура и работа с формой — можно увидеть и в московском проекте. По сути Red7 — современная скульптура, словно пришедшая из цифрового мира. Его элементы-пиксели то нарастают, то исчезают, устремляются вовне, прячутся внутрь. Естественно, во всей этой как бы случайной композиции есть закономерности — здание смотрится очень цельно.

Red7 — это апартаменты, то есть жилье, которое формально таким не считается. При этом четыре первых этажа будут выполнять коммерческую функцию — ритейл, общепит, фитнес и офисы. На углу Садового и Сахарова здание заглублено, благодаря чему перед ним появилась небольшая площадь.

Красный цвет Red7 вроде как дань стоящему ровно напротив зданию Наркомзема (сейчас это Министерство сельского хозяйства), построенному 90 лет назад по проекту Алексея Щусева. Он проектировал во всех существующих тогда стилях и в Наркомземе показал, что может быть конструктивистом не хуже самих конструктивистов. Здание ничем не уступает другим московским постройкам Щусева — Марфо-Мариинской обители, Мавзолею Ленина и кольцевой станции метро «Комсомольская».

Но если быть честным, Red7 подавляет Наркомзем, или, говоря профессиональным языком, снижает его градостроительное значение. Знаете, есть такой типичный сюжет в литературе XIX–XX веков — в одном месте оказываются американец и англичанин, иногда даже родственники: англичанин — аристократ, чопорный, сдержанный, и американец — толстосум, шумный, конечно же, занимающий собой все пространство. Один не хуже другого, просто они разные. Вот и здесь Наркомзем Щусева, между прочим, одно из крупнейших административных зданий своего времени, теперь кажется камерной постройкой. Red7 же много — он в буквальном смысле нависает над Наркомземом, бегущий дерзкий силуэт нового здания виден с Сухаревской площади или из поезда МЦД, проезжающего через площадь трех вокзалов. Red7 теперь главный.

Это, видимо, было неизбежным. Угол Садового и Сахарова требовал какого-то яркого (и при этом масштабного) завершения — по обеим сторонам от участка стоят крупные советские комплексы, любое камерное здание здесь бы просто визуально «провалилось». То, что эту спорную миссию выполнили MVRDV — не самый плохой вариант.

Фото: Максим Мухин