Ровно 120 лет назад торжественно открылся Виндавский (Рижский) вокзал
В конце XIX века внешние торговые связи России выросли настолько, что порты Риги и Виндавы (Вентспилса) обрели стратегическое значение. До них, впрочем, надо было еще доехать.
2 марта 1897 года Николай II издал указ о срочном строительстве бесперегрузочного пути от Москвы до латвийских портов. Если Николаевскую железную дорогу строили почти девять лет, то Московско-Виндавскую успели проложить за три года, обойдя все сложные участки.
Здание вокзала в Москве решили заложить у Крестовской заставы, где Большая Троицкая дорога пересекалась с Камер-Коллежским валом. К тому моменту там уже стояли две Крестовские водонапорные башни (архитектор Максим Геппенер), построенные в новорусском стиле. Архитектор Станислав Бржозовский учел колорит площади и украсил три терема Виндавского вокзала буквально всеми деталями русской архитектуры XVII века. Тут тебе и наличники, и кокошники, и крытое крыльцо, как в боярских палатах. В 1939 году водонапорные башни снесли, а звенящая красота вокзала осталась. Его модернистские интерьеры мелькают в фильмах «Адмиралъ», «Бригада», «Вокзал для двоих», «По семейным обстоятельствам» и даже «Семнадцать мгновений весны». Кстати, здание Бржозовского в отличие от большинства вокзалов построено не перпендикулярно, а параллельно путям. Первый поезд до Виндавы ушел отсюда вечером 24 сентября 1901 года после того, как была торжественно разрезана зеленая ленточка.
До середины 1930-х годов вокзал назывался Виндавским, потом Балтийским, потом Ржевским. Только в 1963 году он окончательно стал Рижским. Вплоть до революции 1917-го Виндавский вокзал среди всех прочих вокзалов Российской империи уверенно держал первое место по пассажиропотоку. Но после Брестского мира и потери Виндавы и Риги этот поток резко сократился. Не восстановился он и после возвращения Риги в СССР. Сейчас звезда Московско-Рижской железной дороги окончательно закатилась. На Рижском вокзале давно не толпится народ. В наши дни он обслуживает всего 4 тыс. пассажиров в день — для Москвы это смешно. Ярославский, например, ежедневно пропускает 215 тыс. пассажиров.
С 2008 года станция Москва-Рижская не перевозит грузы, а с весны 2021 года оттуда уже не ходят поезда дальнего следования на Псков и Великие Луки. Латвийский экспресс до Риги перестал ходить еще в 2020 году из-за пандемии. Рижский вокзал все больше превращается в памятник. Здесь, в бывшем вагонном отстойнике, красуются более 60 старых паровозов и вагонов Музея железнодорожного транспорта. Отсюда же каждый май торжественно отправляется «Поезд Победы».