Анастасия Барышева

Сегодня самому красивому в мире метро стукнуло 85

5 мин. на чтение

За 85 лет самое красивое метро нарастило 238 станций, 14 линий и 408,1 км сети, став первым в Европе по длине эксплуатируемых линий (и четвертым в мире). К 2024 году обещают построить еще 44 станции. «Москвич Mag» вспомнил 10 интересных фактов о нашей подземке.

1. Первые обсуждения метро

Впервые о подземном транспорте заговорили в 1875 году: инженер Василий Титов предложил прокопать железную дорогу под землей от Курского вокзала в Марьину рощу — через Лубянскую площадь. Предложение официально назвали экономически невыгодным, а неофициально, говорят, церковь возмутилась идеей спустить божье создание «в преисподнюю».

Первые проекты появились в конце 1890-х, но так и не были реализованы. Разве что в начале века благодаря им появилась Московская окружная железная дорога.

В 1901-м уже обсуждали проект надземного метро, и это первый проект именно метрополитена: собирались сооружать эстакады, а подземные станции выкопать только в самом центре — под Красной площадью. Проект не утвердили.

В 1912 году появился новый проект строительства трех подземных линий, но вмешалась Первая мировая.

Решение о появлении нашего московского метро было принято в 1931 году на заседании ЦК ВКП(б) и в этом же году началась проходка первого опытного участка на Русаковской улице.

Открытая ветка метро на Красной площади. Акварель по проекту инженеров Е. К. Кнорре и П. И. Балинского

2. Первая станция «Сокольники»

Уже через четыре года, 15 мая 1935 года в 6.45 утра, была открыта первая станция — «Сокольники». Оттуда можно было доехать на 12 других — «Красносельскую», «Комсомольскую», «Красные Ворота», «Кировскую» («Чистые пруды»), «Дзержинскую» («Лубянка»), «Охотный Ряд», «Библиотеку имени Ленина», «Дворец Советов» («Кропоткинская»), «Парк культуры», «Улицу Коминтерна» («Александровский сад»), «Арбатскую» и «Смоленскую».

Первым пассажиром, воспользовавшимся метро в 1935 году, стал рабочий Петр Латышев, интервью которого многотиражке «Рабочая Москва» цитирует в своей книге «Московское метро. Архитектурный гид» Евгения Гершкович: «Я ездил на линейках, дилижансах, конке, трамвае, а теперь дожил до метро. И вот вчера, 15 мая, на первой станции Московского метрополитена «Сокольники» я купил у кассирши Васильевой билет №1 серии «А» и с огромным удовольствием совершил путешествие до Смоленской площади. Один иностранец рассказал мне, будто в Америке живет человек, капиталист, который собирает первые билеты метро. «Вот пошли ему свой билет, — приставал ко мне иностранец, — заработаешь». Нет, не пошлю я в Америку свой драгоценный билет №1. Я его как святыню, как документ моей жизни буду хранить».

В первые годы работы метро станции не объявлялись. Проблем это не доставляло — станций было не так много, чтобы заблудиться, а отсутствие гаджетов позволяло пассажирам следить за дорогой. Кабина машиниста была оборудована кнопкой звонка, чтобы он мог обозначать отправление поезда. Голосом станции начали объявлять только в конце 1951 года на участке «Сокол»—«Площадь Свердлова» («Театральная»).

Станция «Сокольники», 1935

3. Женщины-машинистки

Женщины-машинистки в метрополитене появились почти сразу — с 1936 года, а во время войны без них и вовсе не смогли бы обойтись. Но в 1980-х женщин отлучили от управления поездами по гуманным соображениям — из-за тяжелых нагрузок. Учитывая разросшееся к тому моменту метро (было уже десять линий вместе с огрызком «Каширская»—«Каховская»), это было резонно.

Сейчас, хоть подземка и увеличилась с тех пор вдвое, решено было вернуть женщин-машинисток: управление поездами стало проще, комфортнее и безопаснее. Женщин, ведущих электропоезда, можно будет увидеть уже с 1 января 2021 года. Сейчас профессии обучаются 25 женщин. Чтобы стать машинистками, нужно было пройти конкурс 5 человек на место — как в приличном вузе. Выбрали самых здоровых и стрессоустойчивых женщин от 22 до 43 лет.

Женщины-машинистки, 1936

4. Призы «Кропоткинской» в Париже в 1937 и Брюсселе в 1958 году

До 1957 года «Кропоткинская» была «Дворцом Советов». Именно под этим названием она и получила свой первый гран-при на международной выставке в Париже в 1937 году. Проект принадлежит архитекторам Якову Лихтенбергу и Алексею Душкину и основан на архитектуре Древнего Египта: подземные сооружения без окон, освещенные масляными лампами вверху колонн. Еще один международный гран-при станция получила уже после своего переименования в «Кропоткинскую» в 1958 году в Брюсселе.

Станция «Кропоткинская», 1937

5. Бомбоубежище, библиотека, роддом — метро во время войны

Первой станцией, укрывшей 500 тыс. москвичей от бомбежки, стала «Маяковская» в июле 1941 года. Налет продолжался с 10 вечера пять часов. Движение поездов во время войны не прекратилось, изменилось расписание: поезда останавливались в 20.30, и в метро спускались женщины с детьми до 12 лет и старики. На платформах стояли раскладушки, тут же были оборудованы родильные комнаты, которые пригодились 243 младенцам, появившимся на свет в московском метро. А на «Курской» оборудовали библиотеку.

Станция «Маяковская», 1942

6. Путь от билетов и жетонов к «Тройке»

До 1958 года в метро была билетно-пропускная система. Турникеты тестировались еще до открытия первой станции, с 1934-го, но ввести их не удавалось. После упразднения билетов войти в подземку можно было, купив жетон размером с десятикопеечную монету. Но уже через три года, в 1961-м, турникеты стали принимать пятикопеечные монеты. Так было 30 лет — до 1991 года, когда ненадолго вернулись металлические жетоны. В 1993-м они переродились в прозрачные пластиковые, а в 1996-м ввели электронные месячные проездные с магнитной полосой, которые использовались параллельно с жетонами до 1999-го. С этого момента проезд оплачивался только электронными билетами. В 2013 году появились «Единый» (на одну поездку и на 30 минут) и транспортная карта «Тройка», которой мы пользуемся до сих пор.

7. Теракты

8 августа 2000 года около 6 вечера прогремел взрыв в подземном переходе на Пушкинской площади. Тогда погибли 13 человек и 118 получили ранения.

31 августа 2004 года в 20.50 произошел взрыв на станции «Рижская», где погибли 9 человек и 50 получили ранения. Теракт совершила также погибшая террористка-смертница.

29 марта 2010 года произошло сразу два теракта, виноваты тоже смертницы. В 7.56 — на «Лубянке» и в 8.39 — на «Парке культуры». Общее число жертв — 41 человек, раненых — 88.

Станция «Лубянка», 2010

8. Станция «Спартак»

Самая старая недостроенная станция — «Спартак», была открыта в 2014 году, спустя 39 лет после заложения в 1975-м. Она находится в районе Покровское-Стрешнево на Таганско-Краснопресненской ветке между «Щукинской» и «Тушинской». Законсервированная за ненадобностью станция изначально называлась «Волоколамская», а название «Спартак» получила благодаря стадиону.

Станция «Спартак», 2016

9. Вечеринки и концерты в метро

Первую вечеринку в метро устроил товарищ Сталин 6 ноября 1941 года: после заседания в честь 24-й годовщины Октябрьской революции состоялся концерт.

Продолжить традицию впервые решился журнал «Птюч» в сентябре 1994 года на станции «Красные Ворота», проведя там презентацию с показом мод и выступлением музыкантов. Вестибюль-ракушка был закрыт для пассажиров. Еда и напитки стояли прямо на перилах эскалатора.

С тех пор в метро проходили и концерты (в 2010-м большой концерт устроили на «Кропоткинской», в 2017-м на «Маяковской» выступал Юрий Башмет в рамках совместного проекта Третьяковки и метрополитена «Интенсив XX»), и фэшн-шоу (первым был показ модного дома Givenchy тогда во главе с Александром Маккуином, проведшим шоу в депо Замоскворецкой линии).

Презентация журнала «Птюч» на станции «Красные Ворота», 1994

Концерт на станции «Кропоткинская», 2010

10. Пассажиропоток в метро

Смешно называть эту цифру, но в 1935 году дневной пассажиропоток в московском метро составлял 177 тыс. человек. Многие просто боялись спускаться под землю, опасаясь быстрых поездов и эскалаторов. Ритм жизни был куда спокойнее. Спустя 85 лет в метро каждый день (не считая последние полтора месяца самоизоляции) спускаются около 9 млн человек.

2019

Фото: ridus.ru, quantum.livejournal.com, stroi.mos.ru, Antares 610 /wikipedia.org, Аркадий Шайхет, Николай Малышев, f10.pmo.ee, mos.ru, pastvu.com, Дмитрий Зверев, shutterstock.com

Подписаться: