search Поиск
Редакция Москвич Mag

Сквозь мегаполис на поезде: как МЦД меняет транспортные привычки горожан

4 мин. на чтение

В Москве стремительно меняется транспортная реальность. А вместе с ней и привычки горожан, которые все чаще выбирают городской транспорт. По статистике, в октябре этого года число поездок на городском транспорте увеличилось на 7% по сравнению с тем же периодом 2022 года. Рост связан в том числе с открытием третьего и четвертого диаметров МЦД.

В 2019 году, когда были запущены первые два диаметра, многие убедились, что городской электропоезд может быть удобной альтернативой даже машине. В новых вагонах можно с комфортом добраться до места назначения точно ко времени. МЦД-3 и МЦД-4, запущенными московским Департаментом транспорта, РЖД и ЦППК в августе и сентябре, москвичи активно пользуются уже третий месяц. Мы решили разобраться, какие преимущества этот транспорт дает жителям мегаполиса.

74 станции и протяженность 171 км

МЦД-3 связал бывшие Ленинградское и Казанское направления, а МЦД-4 — Калужское и Нижегородское. В результате появились десятки новых маршрутов, которые раньше задействовали несколько видов транспорта. Например, теперь можно напрямую добраться из Люберец до Останкинской башни и ВДНХ (и выйти, кстати, прямо у памятника). От платформы «Мещерская», которая расположена за МКАД, можно добраться до «Сити» всего за 20 минут. А если не выходить на «Тестовской» и поехать дальше, по пути можно «собрать» семь ж/д вокзалов: Белорусский, Савеловский, Рижский, Ленинградский, Ярославский, Казанский и Курский.

Подсчитано, что диаметры улучшили транспортную доступность более чем 40 районов Москвы, но есть еще и Подмосковье. Наш любимый пример — писательский городок Переделкино, до которого теперь можно добраться без пересадок хоть из Марьиной Рощи, хоть из Новогиреево. Легче стало добираться до усадьбы Кусково и парка «Сокольники», долины реки Сетунь, Мещерского леса и знаменитых кратовских дач.

Комфортные городские вокзалы

Раньше станции метро и остановки электричек существовали как две параллельные вселенные. С запуском Московских центральных диаметров транспортные узлы переосмыслили, чтобы ими стало удобнее пользоваться. Например, на «Курской» (МЦД-4) больше не нужно заходить на вокзал. К диаметрам теперь можно попасть напрямую из круглого холла метро, что сокращает время пересадки в несколько раз! На «Белорусской», чтобы перейти из поезда в сторону «Лобни» на поезд из «Одинцово», достаточно выйти из одного поезда и зайти в другой — пересадка кроссплатформенная.

Сами станции тоже меняются по стандартам московского транспорта — они превращаются в современные городские вокзалы. На платформах оборудуют навесы и места, где можно комфортно ожидать поезд, эскалаторы и лифты, новые табло с расписанием.

Железнодорожные станции связывает с метро единая навигация и удобная для ориентирования система пронумерованных выходов. В результате электропоезда ЦППК, которые раньше перевозили в основном жителей ближних и дальних пригородов, теперь стали полноценным городским транспортом. И им все чаще пользуются москвичи: в сутки на МЦД-3 и МЦД-4 совершают в среднем 90 тысяч коротких поездок внутри города.

Экономия на проезде — тысячи рублей в год

С запуском МЦД появились понятные тарифные зоны — «Центральная», «Пригород» и «Дальняя». Там, где раньше нужно было вести сложные подсчеты, теперь фиксированная цена: в центральной зоне проезд стоит 54 рубля, в зоне «Пригород» — 71 рубль (даже если ехать из одного пригорода в другой). Городские абонементы на 60 поездок, один-три дня, а также 30, 60 и 365 дней работают и на МЦД, в том числе есть специальные тарифы для пригорода.

В течение 90 минут для пассажиров действует бесплатная пересадка на метро, МЦК и другие диаметры, а в некоторых случаях (например, при проезде от «Железнодорожной» до «Аминьевской» или от «Зеленограда» до «Выхино») время бесплатной пересадки увеличено до 120 минут. Это сделали специально для МЦД-3 и МЦД-4 с учетом длины маршрутов.

Пассажиры из Москвы, которые пользуются МЦД, могут ежедневно экономить на проезде до 50%, а пассажиры из области — до 75%. Как отмечал заммэра Москвы по вопросам транспорта Максим Ликсутов, если пользоваться МЦД-3 регулярно, экономия может достигнуть 67–70 тысяч рублей в год.

Оплатить проезд на МЦД можно «Тройкой», социальной картой москвича и банковской картой. Карту нужно обязательно валидировать как на входе, так и на выходе. Это можно сделать либо на турникете, либо на специальном сине-зеленом валидаторе. Иначе карта будет заблокирована, а разблокировать ее придется в кассе.

Предсказуемость

В жизни москвичей все рассчитано по минутам, поэтому важно, чтобы городской транспорт был предсказуемым. Раньше нужно было постоянно сверяться с расписанием поездов и учитывать дневные перерывы в движении. Теперь можно просто прийти на станцию и гарантированно уехать в течение 10 минут. У поездов МЦД короткие интервалы (5–7 минут в час пик), а ходят они с раннего утра и до поздней ночи.

Нередко путь на поезде существенно быстрее, чем на машине. Например, от станции «Курская» до «Реутова» на поезде можно доехать за 22 минуты вне зависимости от погоды и времени суток, а на машине потребуется минимум 40, и это если дороги свободны, что сегодня звучит как из области фантастики. От станции «Фирсановская» до «Останкино» на МЦД-3 можно доехать за 39 минут, а на машине в пути можно провести два часа. И это уже не говоря о том, что рельсовый электротранспорт в разы экологичнее.

Транспорт городской, комфорт личный

Личные автомобили ценят за комфорт, но продуманный городской транспорт работает как привлекательная альтернатива. Это доказывает и мировая урбанистическая практика, и московский опыт.

На МЦД-3 курсируют современные поезда «Иволга 3.0». Они могут разгоняться до 160 км/ч, имеют широкие дверные проемы, зарядки USB и Type-C, столики. В таких поездах можно с комфортом работать, читать, запустить сериал, дремать или смотреть на город сквозь большие окна.

Специально к старту МЦД-4 ЦППК закупила новые составы — поезда ЭП2ДМ. Их впервые запустили в сентябре на МЦД-4. У этой модели свежий дизайн с черной обшивкой снаружи и терракотовыми креслами внутри. Разумеется, здесь тоже есть зарядки, а также вместительные багажные полки. Как и в «Иволге», в ЭП2ДМ можно провозить велосипеды в головном вагоне, а еще он оборудован для пассажиров с ограниченными возможностями и людей с колясками.

К концу 2025 года ЦППК обновит поезда на МЦД-4 — там будут курсировать «Иволги», ЭП2Д и ЭП2ДМ. На МЦД-3 составы планируют заменить на новые уже к концу 2024 года.

Фото: пресс-служба МЦД

Подписаться: