Александр Змеул

«Тверская Застава» «обнимает» кольцевую «Белорусскую» и хочет дружить с привокзальной площадью

3 мин. на чтение

Около Белорусского вокзала по проекту архитектурной мастерской Асадова достраивают общественно-рекреационный комплекс «Тверская Застава». Это не самое большое, но, возможно, самое важное здание на площади, в котором сошлось все — положение, функция и архитектура.

Новый центр находится непосредственно между «Белорусской» Кольцевой линии и терминалом пригородных поездов, в самом эпицентре площади. Более напряженное место представить трудно. Идея создать здесь торговое пространство возникала не раз на протяжении десятилетий, причем оно перемещалось с земли под землю и обратно. В 1960-е годы здесь планировали построить универмаг, а в 1970-е Тверская Застава (тогда — площадь Белорусского вокзала) должна была стать пилотным проектом по освоению подземного пространства для создания торгово-развлекательного центра. Однако тогда дело дальше концептуальной идеи не пошло. Вновь к этой идее вернулись при мэре Лужкове, но при Собянине от нее отказались. Новый комплекс, который, по предварительным данным, будет включать торговлю, фудмаркет и коворкинг, в некоторой степени замена несостоявшемуся подземному центру. Он словно переместился на поверхность, в самую горящую точку, по ходу потеряв в площади примерно половину. Удивительно, но в Москве бывает и такое.

Новый центр построен на месте Московского технического железнодорожного училища, здания с конструктивистским обликом, но в его основе были постройки еще 1870–1880-х годов. Но это безусловно интересное здание пало жертвой разменов между городом и застройщиками. В 2013-м, то есть больше десяти лет назад, на этот участок провели закрытый конкурс, в котором приняли участие пять команд. Первое место заняло бюро «Меганом», но в итоге проектирование досталось мастерской Asadov, занявшей второе место. Asadov (а это Александр Асадов и его сыновья Андрей и Никита) — архитекторы для Тверской Заставы не чужие. Они занимались проектами ее реконструкции больше 20 лет, но это первое здание, построенное по их проекту на площади.

Для такого важного здания необходим яркий, быстро считываемый в городской суете образ. Архитекторы построили его на одном элементе — вертикальных изгибающихся пилонах. Со стороны площади фасад более нейтрален, это дань уважения историческому — здесь сплошное остекление, сквозь которое внутри можно увидеть те самые вертикальные пилоны. Со стороны Грузинского Вала здание гораздо более материально — здесь пилоны-волны набирают массу. Здание кажется дышащим, живым, пульсирующим в ритм темпу Тверской Заставы. Пилоны будто высечены из камня, но на самом деле это фибробетон — бетон с добавлением волокон. При создании образа центра архитекторы с помощью параметрического моделирования решили вечную задачу — как создать индивидуальный облик, но при этом снизить стоимость строительства.

Новый центр не изолированное от окружения здание, как это часто бывает. Наоборот, предполагается, что оно будет активно взаимодействовать с ним. За постсоветское время московская привокзальная площадь проделала большую эволюцию. Открывшийся в 2002 году торговый центр «Атриум» не просто игнорировал Курский вокзал, но демонстративно был обращен к нему глухой стеной. «Европейский» у Киевского вокзала, открытый в 2007-м, даже имеет выход из метро, но своим невероятным размером фактически уничтожил площадь. Построенная пару лет назад «Павелецкая Плаза» у одноименного вокзала — подземный торговый центр, не соединенный с метро и самим вокзалом.

Новый центр вступает в активный диалог с окружающим пространством, он «обнимает» павильон вестибюля метро «Белорусская» Кольцевой линии, построенный в 1952-м. Обнимает, но не соприкасается — между ними оставлено пространство, которое превратится в камерную (насколько это здесь возможно) торговую улицу. Кстати, старое здание училища было вплотную пристроено к павильону метро. Над проходом сделана консоль, которая не соприкасается с вестибюлем метро, при этом она защитит прохожих от осадков. Еще одна пешеходная связь возникнет между центром и зданиями вокзала, а у бокового фасада рядом с терминалом пригородных поездов — небольшая площадь. Эти улицы ценны сами по себе, по ним можно пройти, не заходя в центр. С другой стороны, они имеют продолжение и внутри центра, все они будут ориентированы на его атриум. Апофеозом общественного пространства станет эксплуатируемая кровля.

Если все будет работать так, как запланировано, «Тверская Застава» станет новой вехой в истории привокзальных площадей. Это теперь не маргинальные точки, которые хочется скорее миновать, а важные городские центры, которые всеми силами пытаются удержать людей. И современный облик, и функции нового центра будут работать на это.

Фото: Asadov_Архитектурное бюро

Подписаться: