search Поиск Вход
, 2 мин. на чтение

В московских ресторанах можно будет оставить чаевые по фотографии

, 2 мин. на чтение
В московских ресторанах можно будет оставить чаевые по фотографии

Мы совершенно перестали давать чаевые, но нас все равно мучает совесть. Так, кажется, будет и дальше.

С тех пор как Москва стала лидером среди европейских городов по распространенности бесконтактных платежей, московские официанты и курьеры сильно пострадали. Пострадали и их работодатели — раньше они с легким сердцем могли платить этим людям копейки, зная, что их сотрудники свое возьмут чаевыми. С переходом на платежи по безналу, ставшие легкими до невозможности, чаевые исчезли из экономики сферы обслуживания. Но согласитесь, сердце немного не на месте — курьеру из «Яндекс.Еды» хочется дать на чай, но часто бывает нечем — некоторые москвичи вообще забыли, как выглядят наличные деньги.

В Москве начали тестировать приложение с бесхитростным названием «На чай». Для того чтобы оставить чаевые, нужно сфотографировать официанта и загрузить его фото в приложение. Чаевые можно отправить через Apple Pay или Samsung Pay. Уметь хорошо снимать необязательно — нейросеть сама идентифицирует официанта и переведет деньги ему на счет. Чтобы вывести их, официанту необходимо самому зарегистрироваться в приложении — для этого нужно сделать селфи; ему придется заплатить за это небольшую комиссию. Представляете, мало того, что надо подать вам еду и убрать за вами, так еще и сфотографироваться напоследок. Тестируется новый сервис в клубе «Фантомас», ресторане «Арго» и еще нескольких заведениях в Москве.

Можно сразу сказать, почему в успех этого предприятия верится с трудом — потому что, выражаясь современной поговоркой, авторы приложения отправились «в Крым через Рим». В приложении «Яндекс.Такси», например, с самого начала существовала возможность оставить водителю чаевые — это предложение всплывает сразу после оценки поездки, причем с конкретными суммами или процентами от суммы заказа. И это, кажется, единственный способ сподвигнуть клиента вознаградить сотрудника сферы обслуживания (кстати, в учрежденных «Яндекс.Такси» приложениях «Еда» и «Лавка» этой возможности почему-то нет). Возможность отблагодарить официанта есть в приложениях СберFood и Plazius, однако ими пользуется меньшинство клиентов, так что никакого дополнительного денежного ручейка у официантов не образуется. В некоторых московских кофейнях появились специальные терминалы для чаевых, но даже ими клиенты пользуются неохотно, посматривая на эти терминалы как на неведомую зверушку. В общем, если не дать клиенту оставить чаевые «в один клик», он этого делать не будет. Может быть, поэтому программисты-разработчики приложения собираются ввести функционал отправки чаевых через QR-код. В этом смысле им пригодится опыт Китая, где оплату таким образом можно произвести даже на продуктовых рынках.

Наилучший на данный выход нашли в Чехии и соседних с ней стран Европы — причем пользуясь тем же ритуалом, какой бытовал в эпоху наличных денег. Официант приносит счет, а клиент объявляет сумму, до которой он округляет этот счет в большую сторону. В эпоху терминалов они вбивают две суммы — сначала точную сумму счета, затем заявленную разницу. Но для нашего «фудтеха», как любят называть себя разработчики подобных приложений, это слишком сложно. Мы лучше предложим официантам фотографироваться после обслуживания, а потом ждать пожертвований.