search Поиск
Редакция Москвич Mag

В Мраморном дворце в Петербурге показывают лики, лица и морды из коллекции московского Музея AZ

3 мин. на чтение

В Мраморном дворце, филиале Русского музея, открылась выставка «Лики/Лица/Морды», посвященная жанру непарадного портрета в русском искусстве второй половины ХХ — начала XXI века.

Олег Целков. «Коллекционер и коллекция», 1989/Музей AZ

На экспозиции, приуроченной к 90-летию художника Анатолия Зверева, показывают более 90 работ из коллекции московского Музея AZ и личного собрания его генерального директора Наталии Опалевой. Среди представленных на выставке мастеров — сам Анатолий Зверев, а также Олег Целков, Владимир Янкилевский, Эдуард Штейнберг, Владимир Немухин, Гриша Брускин, Сергей Шутов и многие другие известные имена. Кроме того, в экспозицию включены фотопортреты участвующих в ней художников, сделанные Анатолием Брусиловским и Игорем Пальминым.

«Варвары предпочитали изображать Морды — и веселей, и чтобы силы враждебные отпугнуть. Христиане взялись за Лики — ведь главным предметом изображения стали сцены из Ветхого и Нового Заветов», — объясняет концепцию и название выставки ее куратор Полина Лобачевская. В эпоху Возрождения постепенно в изображениях ликов святых стали проступать черты современников и соседей художников, лица реальных людей. «Но грянул век двадцатый, — продолжает Полина. — И столкнулись в нем и Лики, и Лица, и Морды. В литературе и в живописи, да и в нашей повседневной жизни мы с волнением наблюдали, как лица превращались в морды, “но все же, все же, все же” иногда — в лики. Лики, Лица и Морды посмотрят в глаза друг другу и зрителям в веке двадцать первом».

Анатолий Зверев. «Портрет Оксаны Асеевой», 1969/Музей AZ

Организаторы экспозиции ответили на несколько вопросов «Москвич Mag».

В пресс-релизе к выставке сказано, что материал экспозиции «драматизирует» тему лица. Не могли бы вы пояснить, что это значит?

Полина Лобачевская, арт-директор, куратор выставочных и издательских проектов Музея AZ: Столкновение морд, лиц и ликов как в жизни, так и на выставке уже готовая драма. Хотя порой и комедия, а может статься, и трагедия.

Завотделом новейших течений Русского музея Александр Боровский сказал, что у этой выставки есть своя драматургия. Скажите, пожалуйста, в чем она состоит?

Полина Лобачевская: Куратор отчасти драматург своего проекта. Можно ли спросить драматурга, например Коляду или Вырыпаева: «В чем драматургия вашего спектакля?» Думаю, они в лучшем случае удивятся. Драматургия — это всегда конфликт. И он неизбежен, когда в одном пространстве встречаются лица, морды и лики.

Есть ли на выставке работы, которые для вас особенно интересны?

Наталия Опалева, коллекционер, генеральный директор Музея AZ: Для меня чрезвычайно интересен сам жанр портрета: вглядываясь в то или иное лицо, невольно думаешь о судьбе этого человека, как он жил, чем дышал…  Иногда портрет становится собирательным образом эпохи, и именно так я воспринимаю «морды» Олега Целкова и огромные портреты Наталии Турновой. Пожалуй, это одни из самых притягательных для меня работ.

Полина Лобачевская: Работа куратора — это прежде всего тщательный отбор. Поэтому все работы, представленные на выставке, это и есть мой осознанный выбор и мое искреннее пристрастие. Мне интересно мнение зрителей и критиков о картинах всемирно известных авторов, их непосредственная реакция.

В чем особенность жанра экспозиции, когда она полностью подготовлена одним музеем для другого? Как взаимодействуют музеи в этом случае?

Полина Лобачевская: Концепция выставки остается неизменной, но пространственные решения, безусловно, претерпевают изменения. Общение авангардного Музея АZ и оплота классики Русского музея пока происходит на удивление доброжелательно и бесконфликтно.

Какое значение имеет для вас то, что выставка проходит в Петербурге и, в частности, в Русском музее? Есть ли среди представленных художников петербуржцы?

Наталия Опалева: Для меня лично и для нашего музея большая честь представить выставку портретов из коллекции музея и моего личного собрания в стенах Русского музея, который я люблю всю свою жизнь. Это наш первый проект в Петербурге, и, конечно, мы включили работы питерских художников. Это Глеб Богомолов, представленный двумя замечательными портретами Героев (серия «Античные герои» и «Мифические герои»). А также портреты Михаила Шемякина, созданные в разные годы.

Посмотреть в глаза лицам, ликам и мордам можно до 10 марта 2022 года.

Наверху: Наталия Турнова. «Запредельное» (из серии «Страсти»), 2014/Музей AZ; Анатолий Зверев. «Портрет Лили», 1957/Музей AZ/предоставлены пресс-cлужбой Музея AZ

Подписаться: