Редакция Москвич Mag

В музее «Росфото» начался Фестиваль современной британской фотографии

4 мин. на чтение

В рамках фестиваля, организованного петербургским музейно-выставочным центром «Росфото» совместно c агентством Magnum Photos и Гринвичским университетом в Лондоне, представлены два проекта. Первой открылась выставка живого классика Марка Пауэра «Картинки из дома».

В ретроспективу вошло более ста работ мастера из нескольких знаковых серий. Среди них — «Прогноз погоды для судоходства» (1996) — творческое осмысление такого малоизвестного в России британского культурного феномена, как трансляция ежедневных сводок погоды для экипажей морских судов; «Шесть городов в одном» (2015) — серия фотографий Сток-он-Трента, образованного в 1910 году в результате слияния шести разных городков, и «26 различных окончаний», посвященная пригородам Лондона. Выставка дает возможность проследить развитие визуального языка и творческого мышления Пауэра от первых студенческих опытов до работ последних лет — времени его членства в фотоагентстве Magnum Photos.

Марк Пауэр. Фотография из серии «26 различных окончаний», 2003–2005/Magnum Photos

Вторым проектом фестиваля станет выставка «Современная британская фотография», которая откроется в «Росфото» 17 февраля. В экспозицию вошло около ста работ как известных мастеров, так и молодых авторов. Среди представленных на выставке фотографов — Аннабель Элгар, Стивен Барридж, Оливер Трулав и Люси Алекс Мак, чьи произведения представляют самые разные части спектра современной художественной фотографии.

Люси Алекс Мак. Фотография из серии «Страна Оз»

Обе выставки созданы специально для «Росфото» в рамках международной программы UK — Russia Creative Bridge 2021–2022 при поддержке отдела культуры и образования посольства Великобритании в Москве.

На вопросы «Москвич Mag» ответила куратор выставки Александра Максимова.

Чем интересна ретроспектива Марка Пауэра?

Во-первых, Пауэр — знаковая фигура не только для Британии, но и для всего современного западного искусства, и его работы впервые показываются в Петербурге. Во-вторых, хотя мастер работает по всему миру, выставочный проект «Картинки из дома» Марк подготовил исключительно из фотографий, отражающих его работу на родине. Можно сказать, что участие в нашем Фестивале британской фотографии подтолкнуло Пауэра поразмышлять о собственной национальной идентичности и принадлежности к британской культуре.

Серия работ Пауэра «Прогноз погоды для судоходства» посвящена далеким прибрежным уголкам Британских островов, а «26 различных окончаний» — окраинам Лондона. Можно ли сказать, что он такой бытописатель «жизни на краю»?

Прогноз погоды для судоходства звучит на радиостанции BBC Radio 4 четыре раза в день. Для тех, кто в море или собирается выходить в море, этот прогноз дело жизни и смерти. Но для миллионов радиослушателей, живущих на суше, это нечто большее: непостижимый язык прогноза стал частью общественного сознания, пробудил воображение и подтвердил романтические представления об островной судьбе Великобритании. Фотографии, сопровождающиеся строчками из шестичасового утреннего прогноза, звучавшего в день съемки, стремятся поставить под вопрос наши догадки и предположения об этих удаленных местах.

Марк Пауэр. Фотография из серии «Разрушение лаборатории ради эксперимента», 2006–2009/Magnum Photos

Что касается серии «26 различных окончаний», то сам Марк Пауэр рассказывает о ее создании так: «Как-то весной 2003 года я отправился на пикник в западной части Лондона. Лениво пролистывая “Атлас улиц Лондона от А до Я”, я обнаружил, что ручей, у которого я расположился, бежал вдоль самого края этой карты, а поле передо мной находилось уже за пределами страницы. Охват карты изменяется с каждым новым изданием, и какие-то люди неизвестно где каждый год принимают решение, где должна заканчиваться карта, какие части периферии Лондона войдут в нее, а какие нет. Мой проект о местах, которым не повезло и которые оказываются в безвестности».

В материалах к выставке сказано, что Пауэр с годами переходит «к аналитической эстетике deadpan-фотографии». С чем, на ваш взгляд, связана популярность этого жанра в наши дни?

В ранних работах Пауэра заметно влияние «уличной фотографии». Философия и эстетика этого жанра выросла из журналистской парадигмы «честной фотографии» — стремления отобразить неприукрашенную жизнь. В дальнейшем фотограф переходит от «грязной эстетики» к более строгой изобразительной манере, и в сериях «Прогноз погоды для судоходства», «Убежище», а особенно в «26 различных окончаний» и «Разрушить лабораторию ради эксперимента», ощущается влияние дюссельдорфской школы фотографии, чей метод как раз можно описать как deadpan. Крупный формат, резкий фокус, четкая прорисовка предметов (в том числе деталей заднего плана), бесстрастность взгляда и внимание к пространству — визуальный язык дюссельдорфцев оказывается близок британцу Пауэру. Именно в этом ключе выполнены его самые известные проекты.

Думаю, что актуальность deadpan-фотографии в наше время связана с усталостью человека от тотальной символической заполненности окружающего пространства. Прямая, не перегруженная смыслами и эмоциями фотография, максимально приближенная к референту, то есть к «объективной реальности», дает человеку возможность увидеть иллюзию реальной вещи на фотографии.

На каких фотографов из экспозиции «Современная британская фотография» вы бы советовали обратить внимание и почему?

Фаворитов у меня нет — все участники выставки по-своему интересны. При этом они очень разные, как и интересующие их темы: взаимосвязь идей мультикультурализма и поисков региональной идентичности, исследования телесности и гендерной роли, размышления о возрасте. С другой стороны, все эти фотографы принадлежат к единому культурному пространству: гротескность, ирония, легкость художественного образа — отличительные черты британского искусства.

Ким Якобсен Ту. Фотография из серии «Сын Венеры»

Фестиваль современной британской фотографии продлится до 10 апреля.

Фотография наверху: Стивен Барридж. Фотография из серии «Hom»/предоставлены пресс-службой «Росфото»

Подписаться: