Лучшие фильмы о еде от идеолога фестиваля Eat Film Festival Катерины Дроздовой
Все, за что ни возьмется ресторатор Катерина Дроздова, потом еще много лет шумит в пространстве и используется ее друзьями и недругами как вдохновение.
Ее новый проект — фестиваль фильмов о еде Eat Film Festival — пройдет с 19 по 22 июля. Перед тем как погрузиться в показы, ужины и вечеринки, Катя рассказала ресторанному критику Светлане Кесоян о своем любимом художественном кино.
«Душевная кухня» (2009)
Это главный фильм про рестораны и еду. Я не знаю ничего про режиссера Фатиха Акина и какой у него опыт с едой, но все, что он снял, так на самом деле и есть. И как ему удалось впихнуть все вообще, что нужно знать про ресторанный бизнес и гастрономию, в один фильм, вообще не понятно.
Всем, кто приходит ко мне со словами «Хочу открыть ресторан», я даю задание посмотреть этот фильм. Они должны знать, что ресторан — это целый мир: и боль, и секс, и любовь, и триумф, и позор одновременно. Прорывает канализацию и приходит ФМС обычно одновременно. А потом почему-то не выходит в смену твой единственный повар холодного цеха, потому что накануне в Одинцово, где она живет, был День города, и она немножко забухала. И пустой ресторан, и пустая касса — это все так и бывает.
Этот фильм я смотрела много раз, но особенно часто в тот момент, когда я пыталась спасти ресторан «Рагу» от закрытия. И вот это отчаяние главного героя, когда он готов уже на все, лишь бы спасти свое заведение, эту любовь к своему месту я очень понимаю. Там много классных моментов: когда начинает приходить народ и постепенно меняется кухня, когда он учится готовить под руководством шефа и переворачивает недовзбитые сливки… Еще мне очень нравится там любовная линия. Ведь ресторан и еда — это очень секси, там постоянно случаются романы.
«Ватель» (2000)
Это старый фильм, но важный. О профессиональной этике, о сути работы повара и ресторатора. О высочайшем профеcсионализме. У Вателя сейчас было бы много раз по три звезды. Это Дюкасс, Робюшон и Новиков вместе взятые. Ватель — про страсть. И про секс, тут уж никуда не денешься. Самый потрясающий момент — когда происходит первый обед, король заходит в пустое пространство, а потом вокруг начинает складываться целый пир по сценарию Вателя, а он сам смотрит в щелочку и видит все сразу: и общую мизансцену, и мелкие детали. Это же как раз главное для ресторатора — детали, забота о госте, любовь. Здесь картина немного криво висит, здесь стол качается, здесь гостю дует и так далее. А когда он делает десерт для Умы Турман — это же тоже про суть гастрономии — это акт любви, возможность продемонстрировать ее через еду.
«Джули и Джулия» (2009)
В части про Джулию Чайлд (Мерил Стрип) прекрасно все. Ее занятия в школе, как она режет тоннами лук, чтобы набить руку, как готовит обед, а ее муж в этот момент пишет письмо и описывает ее же. Меня здесь привлекает упорство и то чувство заземленности, которое дает приготовление еды. В фильме это здорово чувствуется. Казалось бы, готовишь иногда по 3-4 часа, а все съедается за 30 минут. Но сам процесс, хоть и кажется иногда тратой времени, на самом деле это время растягивает. Успокаивает, гармонизирует, дает смысл, почву под ногами. Она там говорит в какой-то момент: «Столько труда, столько времени, и все зря». Это ведь и про стояние у плиты так можно сказать. Но тут главное — не торопиться и верить. И тогда ничего не сгорит, и тесто поднимется, и книга выйдет.
«Шоколад» (2000)
Этот фильм-счастье от начала и до конца. Во-первых, это красиво, уж простите. Потом, не одной же мне нравится, когда у героя в начале все плохо и сложно, а потом все круто и все получилось? Это же очень вдохновляет и обнадеживает. Я всегда плачу, когда Виенн спускается на кухню, а там ее друзья, просто соседи и даже бывшие недруги готовят десерты, помогают ей. Это же удивительно — единение людей. А еда она такая, она это именно и делает: соединяет, объединяет, мирит. Это все про красоту жизни и ее торжество. Ну и последняя сцена, когда задрипанное кафе преобразилось и там царствует счастливая женщина и полно гостей. Вот это моя мечта! Хочу так!
«Ешь, пей, мужчина, женщина» (1994)
Кино про Тайвань и семью пожилого повара и его трех неустроенных дочерей. Главный герой теряет вкус в прямом смысле слова, но на самом деле это потерялся вкус к жизни. Еда — метафора и средство любви. И любовь, и смысл, и главная функция еды — все в этом фильме переплетено, как ни в каком другом. Когда я люблю — я готовлю, когда мне плохо — я готовлю, когда праздную — готовлю, когда пытаюсь сохранить отношения с близкими — готовлю, когда потеряла все и осталась одна — я тоже готовлю. Есть американская версия этого фильма — «Черепаховый суп» (2001), там есть один забавный момент, которого нет в оригинальном кино: одна из героинь узнает, что ее бойфренд ей изменяет. Она закатывает ему истерику и уходит от него. Но перед этим демонстративно забирает из его квартиры свои ножи, венчик, половник и лопатку. Для нее это инструменты любви, она не может их оставить у того, кто ее предал.
«Рататуй» (2007)
Сколько бы я ни посещала ресторанных бизнес-конференций и маркетинговых семинаров, я все равно считаю, что в ресторане главное — энергия. Раньше я думала, что это еда. Энергия — это жизненные силы, а это — опять же вкус! Вкус к жизни, вкус к людям, вкус к удовольствиям, вкус к творчеству, вкус к еде. Микро-шеф с потрясающим вкусом преображает продукты, делает из них шедевры, относясь к ним с уважением, видя и чувствуя их нюансы, он вынимает из них самое лучшее. Так же и с людьми. Самые строгие критики превращаются в маленьких мальчиков, если зацепить внутри них что-то светлое. Кстати, этот прием теперь используется многими поварами по всему миру — возвращение к вкусу детства. То, что ты ел летом на даче с бабушкой, ты не забудешь никогда. Если повару удалось восстановить этот вкус — это все, готов хит продаж! И еще там Париж, гастрономическая столица мира и город любви, в котором все возможно.