search Поиск
Геннадий Устиян

Новый фильм «Мария до Каллас» смотрится так, будто был снят 40 лет назад

2 мин. на чтение

С 20 сентября в кинотеатрах можно посмотреть снятый в прошлом году документальный фильм о самой яркой оперной звезде прошлого века.

Кино слегка портит неудачный перевод на русский — оригинальный «Maria by Callas» точно указывает на то, что это максимально комплиментарная, рассказанная от имени главной героини (ее письма читает другая оперная певица, Джойс ДиДонато) биография, а не история простой девочки из Нью-Йорка до того, как она стала знаменитой.

В общем, русское название частично искупает одно старое телеинтервью Каллас, где она говорит, что раздваивается на обычную женщину с простыми и человечными желаниями и на сценическое божество, придуманный публикой миф, недостижимый идеал, которому всегда одиноко на пьедестале. Режиссер Том Вольф четыре года собирал информацию о своей героине, но это все «официальный материал». Никаких душераздирающих сплетен о черве солитере, которого Каллас якобы глотала, чтобы похудеть, или страданий из-за разрыва с греческим миллионером Аристотелем Онассисом, о женитьбе которого на Джеки Кеннеди певица узнала из газет, в фильме нет.

Удивительно также при этом, как мало в «Марии до Каллас» анализа успеха ее героини. Да, понятно, что был голос и была техника, но только в архивном интервью с преподавательницей вокала проскальзывает какое-то подобие объяснения ее феномена: «У нее были глаза, которые “разговаривали” с вами. И она была очень упорной, первой приходила на занятия и последней уходила, смотрела выступления всех певцов».

Каллас, умершая в 1977-м от инфаркта всего в 53 года, застала феминистское движение только в последнее десятилетие своей жизни, когда уже вовсю бушевала поп-культура. Несмотря на славу в высокой классической сфере, она умудрилась стать именно поп-фигурой, олицетворением оперной певицы в глазах масс (неудивительно, что, по ее собственным воспоминаниям, родители отдали дочь заниматься музыкой под влиянием фильмов с Ширли Темпл и Диной Дурбин, то есть мечтали именно о популярной славе для дочери, а не о профессиональном признании в интеллектуальных кругах любителей оперы). Фильм также показывает Каллас сломленной по странной для нынешнего времени причине, хотя она сама говорила, что ее карьера и материнство несовместимы, жалобы на несложившуюся личную жизнь и сожаления о сбежавшем принце на белой яхте проходят лейтмотивом через весь фильм. Каллас публично презирала желтую прессу, которой давала много поводов для скандалов и умело ею манипулировала. «Мария до Каллас», напротив, смотрится аналогом комплиментарной статьи, написанной преданным поклонником в журнале для провинциальных старушек.

Фото: CNC

Подписаться: