Каждое лето своей негой, солнцем и отпуском призывает нас перестать напрягать мозг и просто наслаждаться погонями, стрельбой и нелепыми шутками, которые, совершенно не стесняясь, произносят с экранов звезды. Из выбранных лучших фильмов последних трех месяцев только два — «Мое преступление» и «Переводчик» — официально вышли в российский прокат, остальные мы все посмотрели благодаря пиратам. Но Netflix (тоже покинувший Россию полтора года назад) и так давно приучил нас смотреть блокбастеры на маленьком экране, так что мы привыкли.
Этим летом нас среди прочих развлекали Том Круз, Харрисон Форд, Марго Робби, Райан Гослинг, Скарлетт Йоханссон, Том Хэнкс, Роберт Дауни-мл., Мэтт Дэймон, Джейк Джилленхол, Изабель Юппер, Сигурни Уивер и Майкл Китон, и, судя по их попаданию в список 11 лучших, получилось у них хорошо.
«Барби»
Карнавальный шум с косплеингом и получение статуса самого кассового фильма года (около 1,3 млрд долларов в мировом прокате) может даже отвлечь от того факта, что Грета Гервиг сняла одновременно глупый и умный, вульгарный и интеллигентный, профеминистский и промужской фильм, к тому же работающий и как реклама куклы, и как критика ее феномена.
«Без обид»
После долгого отсутствия на экраны вернулась Дженнифер Лоуренс, причем сразу в самой идиотской и одновременно самой смешной комедии лета. И надо отдать должное обладательнице «Оскара» — она не побоялась сняться абсолютно голой и выглядеть не в самом выигрышном свете. Настоящая бесстрашная актриса.
«Город астероидов»
У фильмов Андерсона стиль, как всегда, вылизан до совершенства — настолько, что, кажется, в нем не может быть ничего реального. Действие происходит в 1950-х, пожалуй, самом искусственном по стилю американском десятилетии, когда процветал дешевый сайенс-фикшн про инопланетян, похитителей тел и 50-футовых женщин, а голливудское кино экспериментировало с новым еще тогда для него цветом. Чтобы подчеркнуть этот стиль еще больше, Андерсон не только выстраивает идеально симметричные композиции, но прибегает даже к анимации, чтобы показать контраст первых наивных спецэффектов с нынешними компьютерными. Поэтому «Город астероидов» дополнительно покрыт ностальгической патиной, до которой так падки выпускницы дизайнерских курсов — самые преданные поклонницы Андерсона.
«Индиана Джонс и колесо судьбы»
Можно сколько угодно ворчать, что омоложенный спецэффектами Харрисон Форд выглядит в начале фильма как восковая фигура и что он в свои 80 с лишним слишком стар, чтобы играть героя боевика, и все же пятая часть приключений самого известного киноархеолога гораздо лучше четвертой. Да, Индиана Джонс — герой прошлого, но что плохого в том, чтобы на пару часов погрузиться в приятно обволакивающую ностальгию и удивиться наглости, с которой Джонса отправляют в гости к Архимеду? Немного дико, но ничего плохого в этом нет.
«Миссия невыполнима: Смертельная расплата 1»
Том Круз и режиссер Кристофер Маккуорри сделали все, чтобы экшн не выглядел компьютерным и давал уже почти забытое в голливудском кино физическое ощущение рукодельности. Да, перед нами настоящий Том Круз, взлетающий на мотоцикле с утеса в пропасть, чтобы вовремя выпустить парашют и влететь в окно мчащегося поезда. Мало того, Круз такая яркая звезда, что мы не просто смотрим, как вымышленный Итан Хант слетает со скалы. Это Том Круз рискует жизнью, чтобы нас развлечь, и при этом еще и умудряется шутить. Это уже не кино, а смесь кино и цирка.
«Мое преступление»
Если судить только по сюжету, кажется, что Франсуа Озон снял феминистский фильм. Хорошенькая актриска Мадлен Вердье (Надя Терешкевич), делящая квартиру (и даже кровать — от нищеты) с подругой, безработным адвокатом Полин (Ребекка Мардер), выбегает из дома продюсера Монферрана в расстроенных чувствах: старый развратник не только предложил ей в новой пьесе совсем проходную роль, но и стал приставать, что уже совсем никуда не годится. Вернувшись домой, актриса застает инспектора полиции, который заявляет ей, что Монферран был застрелен дома буквально через несколько минут после ее ухода. Мадлен сознается в убийстве, а защищающая ее Полин устраивает из судебного процесса феминистский хеппенинг о бедных замученных женщинах, вынужденных идти на преступление ради равенства. Подруги становятся героинями Парижа. Но Озон не был бы собой, если бы не высмеял общество, в котором модное знамя феминизма позволяет убийцам (или тем, кто себя за них выдает) не только избежать наказания за преступление, но и его монетизировать. За 90 лет ничего не изменилось, говорит нам Озон.
«Оппенгеймер»
Фильмом об отце атомной бомбы Кристофер Нолан доказывает, что по-прежнему остро чувствует современность. Изобретение бомбы изменило мир навсегда — взрывы в Японии были не столько последней катастрофой Второй мировой войны, сколько первой катастрофой новой, холодной. Оппенгеймер призывал власти к открытому сотрудничеству с СССР еще до того, как приступил к работе над бомбой, и ни разу своим убеждениям не изменял. Сейчас он выглядит как цельная фигура с последовательными прогрессивными взглядами, а не только как невольный убийца сотен тысяч невинных людей. «Оппенгеймер» вышел в прокат как нельзя кстати — угроза использования оружия массового поражения сейчас даже больше, чем во время Карибского кризиса в 1960-х. Но Нолан проводит еще одну, даже более широкую параллель — точно так же, как атомная бомба разделила развитие человеческой цивилизации на до и после, сейчас это делает искусственный интеллект. Именно сейчас идет дискуссия о том, являются ли технологии нашим будущим или они скоро выйдут из-под контроля и уничтожат нас примерно так же, как бомба — жителей Хиросимы и Нагасаки. Мы снова живем в интересные времена, и Нолан не мог это не прокомментировать.
«Отравление»
Автор документального фильма «Отравление: грязная правда о нашей еде» Штефани Зохтиг не просто сняла истории отдельных случаев, когда жизнь людей оказывалась под угрозой из-за съеденного листика салата или недожаренной курицы. Она прямо указывает на капитализм как порочную систему, при которой еда перестает рассматриваться как пищевой продукт — только как товар, который нужно продать любой ценой. Зохтиг дает слово не только родственникам жертв и адвокатам, специализирующимся на таких делах, но и лоббистам, и производителям. Выражения лиц героев фильма, которых практически обвиняют в осознанных отравлениях, бесценны.
«Т.И.М.»
В проблематике фильма о домашнем роботе с багом, из-за которого он влюбился в хозяйку и начал оттирать от нее мужа, легко считываются отсылки к британской классике вроде «Слуги» Джозефа Лоузи, где дворецкий в исполнении Дирка Богарда манипулировал слабым аристократом-хозяином. В этих садо-мазо-отношениях можно было увидеть грядущее стирание классовых границ в западном обществе и рост влияния среднего класса. «Т.И.М.» заменяет это противостояние XX века проблемой XXI: когда именно тот самый баг проявит себя и призванная обеспечивать наш комфорт услуга превратится по отношению к нашему виду в паразита или даже хищника?
«Тихий садовник»
Для взрослой аудитории выход каждого нового фильма Пола Шредера — долгожданная альтернатива подростковой глупости, которую Голливуд производит круглый год. Как говорит сам Шредер (видимо, имея в виду свой период написания сценария «Таксиста» еще в 1970-х), «в молодости тебе кажется, что преград нет, и ты, уперевшись в стену, уверен, что сможешь ее снести. В старости ты думаешь: а не покрасить ли просто эту стену?»
«Флэш»
Идея снова позвать Майкла Китона играть Бэтмена через три десятилетия после фильмов Тима Бертона гениальна. В этой временной линии Бэтмен за 30 лет постарел и опустился, то есть ведет себя и выглядит именно так, как если бы студия Warner Bros. не переснимала потом следующие части с Вэлом Килмером, Джорджем Клуни, Беном Аффлеком и Робертом Паттинсоном в роли Человека-летучей мыши. «Флэш» этим не ограничивается и продолжает фантазировать дальше: в параллельной реальности Марти Макфлая в «Назад в будущее» сыграл не Майкл Дж. Фокс, а Эрик Штольц (который действительно пробовался на эту роль), а дальше в какой-то момент возникает даже Николас Кейдж в роли Супермена (был и такой несостоявшийся проект), к сожалению, без слов. Временами «Флэш» превращается в фантасмагорию, где любимых миллионами героев играют другие актеры, и кажется, что фильм совсем забудет о сюжете и превратится в раздел «тривиа» на imdb.