12 лучших фильмов зимы 2021/22
На рубеже годов в прокат (или онлайн) традиционно выходят претенденты на оскаровские номинации для киноманов и блокбастеры для всех. Приятно, что в этот раз хорошие фильмы оказались в обоих лагерях.
За последние три месяца вышли новые фильмы Гильермо дель Торо, Кеннета Браны (и речь не о «Смерти на Ниле»), Мэттью Вона, Джоэла Коэна, Франсуа Озона, Мэгги Джилленхол, Пола Томаса Андерсона, Джейн Кэмпион и Ридли Скотта, так что заканчивающуюся зиму можно назвать крайне удачной.
«Аллея кошмаров»
Несмотря на свои долгие 2 часа 10 минут, снятый Гильермо дель Торо ремейк «Аллеи кошмаров» 1947 года о взлете и падении шарлатана-медиума (Брэдли Купер) — совершенный фильм. Нуар как жанр вообще требует от своего автора перфекционизма во всем, и дель Торо этот тест выдерживает. Не пропустите в крохотной роли Ромину Пауэр — дочь Тайрона Пауэра, сыгравшего главную роль в оригинальном фильме.
«Белфаст»
Номинированный на семь «Оскаров» фильм Кеннета Браны сочетает теплоту воспоминаний о детстве в родном городе с социальным комментарием по поводу безработицы и конфликта протестантов с католиками. Попробовав себя в разных жанрах, от кинокомикса («Тор») до киносказки («Золушка»), Брана снял свой «Амаркорд».
«Власть пса»
Экранизировав роман Томаса Сэвэджа о двух братьях — перегонщиках скота и о том, как женитьба одного из них меняет их жизнь навсегда, Джейн Кэмпион попала в историю кино как первая женщина-режиссер, дважды номинировавшаяся на «Оскар» (всего у фильма 12 номинаций). Кэмпион не стесняется снимать слегка дамское кино — она явно любуется своим главным актером Бенедиктом Камбербэтчем как художник моделью, а жанр фильма можно назвать интеллектуальной мелодрамой.
«Все прошло хорошо»
В этой лишенной дешевой сентиментальности картине о смерти близкого человека нет минусов. Нежелание Франсуа Озона превращать фильм в слезливую мелодраму, где дочь (Софи Марсо) наконец сможет простить плохого отца, скорее говорит о его зрелости, чем о черствости. В механическом перечислении последних дней Андре (Андре Дюссолье) есть отстраненность наблюдательного художника, которая гораздо ценнее способности выжать слезу, а на фоне суматохи, вызванной окружающими живыми, только яснее выглядит желание добровольной смерти как последнего акта человека как творца собственной судьбы.
«Дом Gucci»
По высказанной мысли «Дом Gucci» можно назвать «Крестным отцом» (их еще объединяет Аль Пачино) мира моды. Главный герой Маурицио (Адам Драйвер) пользуется деловой хваткой жены, но не может больше жить с этим монстром. Жадность убивает любовь, говорит нам Ридли Скотт. Но талант может спасти слишком затянувшийся фильм, как доказывает пример Леди Гаги. Всего во второй своей полноценной главной роли (после «Звезда родилась») она выкладывается так, что обыгрывает Пачино с Джереми Айронсом.
«King’s Man: Начало»
Режиссера Мэттью Вона стоит уважать хотя бы за размах. Мало того, что после двух коммерчески успешных фильмов, собравших в мировом прокате больше 800 млн долларов, он не побоялся перенести действие на сто лет назад и таким образом нарушить хронологию того, что и так шло неплохо. Помимо этого Вон напичкал третью часть персонажами, каждый из которых получал отдельный байопик и не раз. На экране мелькают Ленин, кайзер Вильгельм II, Николай II, король Георг V, эрцгерцог Фердинанд и его убийца Гаврило Принцип, Мата Хари, президент США Вильсон и Распутин, которому здесь уготована душераздирающе смешная и при этом до боли в глазах идиотская сцена отравления. За некоторые чисто кинематографические находки Вону нужно выдать приз за развитие киноязыка. Финальная схватка на мечах снята как будто с точки зрения рукояти (весь экран занимает сверкающий клинок), а сцена прыжка Рэйфа Файнса с парашютом заслуживает неоднократного пересмотра.
«Камон камон»
После «Оскара», полученного два года назад за роль Джокера, Хоакин Феникс официально превратился в главного артиста артистыча, который выражает в своей работе фрустрации загнанного со всех сторон белого мужчины, еще недавно столпа общества и его главного бенефициара. В «Джокере» он показывал крайность этой загнанности, играл психическое состояние человека под беспрерывным прессингом. Роль Джонни в «Камон камон» — его следующая работа. Это, конечно, не комиксовый персонаж, поэтому Феникс демонстрирует другие нюансы характера подавленного героя. Джонни в свои под 50 одинок. Он общается только с двумя коллегами, друзей или женщины нигде не видно. «Почему у тебя нет семьи?» — спрашивает его бестактный девятилетний племянник. «Бла-бла-бла», — уходит от ответа Джонни. Вернее, он даже не уходит от ответа, а имеет в виду, что вся эта болтовня о том, что нужно иметь семью, просто болтовня, потому что никакой семьи нет, тогда чего болтать? Феникс играет эту экзистенциальную неприкаянность как никто другой.
«Лакричная пицца»
В отсутствие четкого сюжета Полу Томасу Андерсону остается только снимать поток сознания, помноженный на визуальные находки. Но у Андерсона интересный поток сознания, он много снимал музыкального видео, чтобы уметь держать зрителей в напряжении там, где другим режиссерам понадобилась бы интрига. Андерсон делает кино как будто из ничего, и когда вступает вроде бы такая избитая и очевидная, но, с другой стороны, совершенно необходимая «Life On Mars» Дэвида Боуи, кажется, что в 1970-х действительно была другая жизнь — как минимум взрослая женщина могла флиртовать с несовершеннолетним мальчиком, и ей не грозили тюрьмой или позором в соцсетях.
«Не смотрите наверх»
У Адама Маккея нет неприкасаемых фигур, зато есть мнение по любому поводу, что хорошо в наше время, когда все опасаются кого-то обидеть. До сих пор мишенями его насмешек были жадные корпорации, люди вообще и администрация президента при республиканцах. «Не смотрите наверх» с ужасом, но и с издевкой описывает то состояние современной медиакультуры, когда на смену профессиональной экспертизе пришла бессмысленная болтовня ради рейтингов, и эта зараза проникла повсюду, включая самые высокие властные структуры.
«Незнакомая дочь»
Сорокавосьмилетняя главная героиня, преподавательница итальянской литературы в Гарварде Леда Карузо (как говорит играющая ее Оливия Колман, «само мое имя напоминает об изнасиловании»), приезжает на греческий остров отлежаться на пляже и в тишине почитать Данте. Для Леды это явно долгожданный, необходимый для эмоциональной перезагрузки отдых — ей нужен тихий номер, полупустынный пляж, ну, может, мороженое, которое ей приносит услужливый работник курорта Уилл (Пол Мескал из сериала «Нормальные люди»), студент из Дублина. Леда не может оторвать глаз от соседок по пляжу, матери Нины с дочерью Еленой, иногда ее внимание со стороны может даже выглядеть подозрительно и неприлично. Нина с Еленой явно напоминают ей о собственном прошлом, и тут начинаются флэшбеки.
«Человек-паук: Нет пути домой»
Питер Паркер, которого достало внимание прессы и бегающих за ним толп с айфонами, приходит к Доктору Стрэнджу и просит его сделать так, чтобы о нем все забыли. Но так как он не очень умен, во время заклинания успевает изменить несколько раз свое желание, и в итоге в его реальность из других мультивселенных попадают злодеи, с которыми боролись предыдущие Питеры Паркеры — Тоби Магуайр и Эндрю Гарфилд. Пять врагов вместо обычно одного-двух многовато для одного супергероя, но кинозал взорвется выдохом умиления, когда перед ним появится сначала сам Гарфилд, а потом и Магуайр. С этого момента глаза поклонников не просохнут до финала. Начинается фанатское порно.
«Трагедия Макбета»
Текст Шекспира, помогающий постановщикам в театре, может ограничивать их в кино. Играть с великим, проверенным временем текстом глупо, но слепое подчинение канону не дает возможности насытить кадр чем-то неожиданным, на что имеет смысл смотреть в кино. Поэтому Джоэл Коэн поступил с «Макбетом», как сделал бы это в театре. Он снял фильм-дизайн, разделив экран на контрастные черный и белый цвета. Этот контраст дает четкость и ясность истории, где добро и зло жестко разделены и подвергнуты оценке.