search Поиск
Геннадий Устиян

Главные скрепы британского патриотизма в «King’s Man: Начало» — хороший крой и Рэйф Файнс

2 мин. на чтение

Рано или поздно каждая киностудия хочет иметь своего Джеймса Бонда, которого можно эксплуатировать десятилетиями.

У Paramount это Итан Хант из «Миссия: невыполнима», а XXth Century Studios, купленная три года назад конгломератом Disney, завела в 2014-м своего секретного шпиона, и даже не одного, а целый тайный отдел, работающий под прикрытием мужского ателье. В отличие от более опытных конкурентов «Kingsman» — франшиза не об одном непобедимом герое. В первых двух фильмах главных шпионов играли Тэрон Эджертон и Колин Ферт, в третьей решили довериться классике, пригласили Рэйфа Файнса и даже перенесли действие на столетие назад. Главный герой в данном случае находится не на экране — это автор всех трех фильмов, сценарист, режиссер и продюсер Мэттью Вон, сам по себе небольшая киностудия. Третий фильм «King’s Man: Начало» (в кинотеатрах с 13 января), как и второй, считается неудачным (на Metacritic у него оценка меньше 50), а зря — у него больше плюсов, чем минусов.

Плюсы:

— Мэттью Вона стоит уважать хотя бы за размах. Мало того, что после двух коммерчески успешных фильмов, собравших в мировом прокате больше 800 млн долларов, он не побоялся перенести действие на сто лет назад и таким образом нарушить хронологию того, что и так шло неплохо. Помимо этого Вон напичкал третью часть персонажами, каждый из которых получал отдельный байопик и не раз. На экране мелькают Ленин, кайзер Вильгельм II, Николай II, король Георг V, эрцгерцог Фердинанд и его убийца Гаврило Принцип, Мата Хари, президент США Вильсон и Распутин, которому здесь уготована душераздирающе смешная и при этом до боли в глазах идиотская сцена отравления;

— за некоторые чисто кинематографические находки Вону нужно выдать приз за развитие киноязыка. Финальная схватка на мечах снята как будто с точки зрения рукояти (весь экран занимает сверкающий клинок), а сцена прыжка Рэйфа Файнса с парашютом заслуживает неоднократного пересмотра;

— Рэйф Файнс — это не человек, а национальное достояние. М в бондиане, лорд Волдеморт в «Гарри Поттере», Дикенс в «Невидимой женщине», маньяк Долархайд в «Красном драконе», Онегин в «Онегине», Джон Стид в «Мстителях», Хитклифф в «Грозовом перевале»…  Мало чья фильмография в мировом кино может сравниться с работой Файнса, и в «King’s Man: Начало» он особенно хорош в роли аристократа Орландо Оксфорда, выбравшего путь сопротивления насилию;

— несмотря на исторические выдумки, в целом Мэттью Вон вполне убедительно показывает, как Первая мировая покончила с феодальным наследованием по крови и вообще старым миром и окончательно привела человечество к капитализму. Так и Орландо Оксфорд покидает свой фамильный дом и переезжает на Сэвил-роу заниматься делом своего нового агентства под прикрытием ателье как заправский бизнесмен;

— диалоги:

Распутин: Я принимаю решения, только когда мой желудок полон, а яйца пусты.

Оксфорд: Как хорошо, что подали обед.

Минусы:

— Мэттью Вон подтасовывает реальные исторические события под придуманный им сюжет, иногда удачно, иногда не очень. Конечно, в убийстве Распутина осталось много вопросов, есть версия и о британском следе. Но показанное в фильме убийство «старца» совсем уже дикость. С другой стороны, сошло же Тарантино с рук убийство Гитлера в парижском кинотеатре в «Отчаянных ублюдках», и ничего;

— в начале фильма Оксфорд дает клятву умирающей от бурской пули жене, что убережет их единственного сына Конрада (Харрис Дикинсон) от призыва. Когда начинается Первая мировая, отец не может удержать рвущегося служить стране сына. Это главная драма фильма, перевешивающая его легкую комедийную интонацию. Смешавшись, драма с комедией так и не могут победить друг друга, отчего фильм бросается в крайности, но давайте будем считать это заявлением Вона о том, что жизнь состоит как из хорошего, так и из плохого. Кто осмелится с этим спорить?

Фото: «Дисней Студиос»

Подписаться: