13 лучших фильмов осени 2022
Этой осенью в России можно было посмотреть новую драму Гаспара Ноэ после инсульта, вольные байопики Мэрилин Монро и императрицы Сиси, лауреата Каннского кинофестиваля, лучшую роль Кейт Бланшетт, главный голливудский блокбастер года, хоррор об амбициозной девушке с вилами и многое другое.
«Блондинка»
Можно назвать главным минусом бесконечного, на 2 часа 40 минут, фильма Эндрю Доминика о главной блондинке прошлого века Мэрилин Монро навязчивое желание свести ее жизнь к эксплуатации мужчинами. Но Ана де Армас хороша, и вся стилизация дает ощущение, будто попал в 1950-е.
«Вихрь»
Может показаться, что последний фильм Гаспара Ноэ идет вразрез со всем, что он сделал раньше. После «Необратимости» и «Входа в пустоту» Ноэ стали называть бунтарем, но тихий «Вихрь», снятый в прошлом году, но вышедший в России только осенью 2022-го, поражает не меньше, чем прошлые картины режиссера. Прием остался старым: Ноэ разрезает кадр на две части, в каждой из которых живут своей жизнью в одной квартире писатель-муж (Дарио Ардженто) и бывший врач-жена (Франсуаза Лебрен). Обоим за 70, у него слабое сердце, у нее прогрессирующая деменция. Переживший три года назад инсульт Ноэ показывает, почему старость, как говорила Бетт Дэвис, не для неженок: жена то оставляет включенным газ, то выбрасывает важные для мужа бумаги в унитаз. Старость как фильм ужасов, который заканчивается только смертью — в общем, это всегда было известно, но Ноэ фиксирует постепенный уход из жизни с безжалостностью человека, который не хочет обманывать себя и зрителей.
«Добрый медбрат»
Фильм Тобиаса Линдхольма о маньяке Чарли Каллене, убившем несколько сотен пациентов американских больниц, оказывается историей его коллеги, медсестры Эми Лонгрен. Любителям хорошей актерской игры не стоит пропустить дуэт (или схватку?) Эдди Редмэйна и Джессики Честейн.
«Дурной глаз»
В глазах западного общества Кристин (Ева Грин) — трудяга-дизайнер, подорвавшая здоровье в попытках совмещать карьеру с уходом за домом и семьей. Для филиппинской домработницы она же — жадная эксплуататорша, ядовитый клещ. Режиссер Лоркан Финнеган показывает эти две точки зрения с обескураживающей прямотой.
«Корсаж»
Для австрийского режиссера Мари Кретцер, которая давно интересуется влиянием патриархата на женскую психику (например, в предыдущем фильме 2019 года «Земля под моими ногами»), хорошо изученная жизнь австрийской императрицы стала поводом предречь конец монархии как политического института и вообще ценностей XIX века, в том числе в том, что касается прав женщин. Сиси с ее обостренным желанием свободы тут видится фигурой, опередившей свое время — она даже позирует перед кинокамерой и колет себе прописанный врачом героин (хотя и кино, и героин появились позже 1877–1878 годов, когда происходит действие — в этом смысле «Корсаж» не следует биографии Елизаветы буквально, особенно в том, что касается обстоятельств ее смерти).
«Перл»
В редкие выезды в город жительница фермы Перл бежит в кинотеатр, где смотрит на красиво танцующих девушек в немых фильмах, мечтает стать одной из них и знакомится с киномехаником, который убеждает ее записаться на проходящий в городе танцевальный кастинг. Перл зацикливается на конкурсе, считая его единственной возможностью вырваться в большой мир и наконец начать жить той жизнью, которую видит в кино раз в неделю. Конечно, у бедной девушки рано или поздно поедет крыша.
«Смотрите, как они бегут»
Фильм о расследовании убийства голливудского режиссера на праздновании театральной труппой сотого представления пьесы «Мышеловка» постоянно жонглирует отношениями сценария, пьесы Агаты Кристи и даже личной жизнью писательницы, в итоге оказываясь в ее доме и вспоминая, что она была помешана на ядах. Зрителям нужно постоянно быть начеку, чтобы знать, на территории какого произведения они находятся. Это как разгадывать кроссворд, сочиненный поклонником кинодетективов.
«Сознавайтесь, Флетч»
Это не та комедия, во время просмотра которой смеешься в голос, но прелесть «Флетча» — в его позитивной веселости. Что бы ни случилось, пусть даже тебя обвиняют в убийстве, нужно встретить плохие новости во всеоружии, с улыбкой и с негрони в руке.
«Тар»
Знаменитый дирижер Лидия Тар возглавляет Берлинский симфонический оркестр, где готовится к исполнению Пятой симфонии Малера, что связано с решением не только творческих проблем, но и менеджерских — замена постаревшего капельмейстера выливается в целую драму, выходящую за рабочие рамки. Режиссер Тодд Филд очень точно показывает представительницу поколения Икс, балансирующую между бумерами и миллениалами. Для первых она редкая женщина, добившаяся успеха в мужской профессии дирижера, олицетворение гендерного прогресса. Для студентов и подчиненных миллениалов она, наоборот, защитница старого порядка, который нужно уничтожить.
«Треугольник печали»
Получивший за этот фильм «Золотую пальмовую ветвь» Каннского кинофестиваля этого года шведский режиссер Рубен Эстлунд скорее грубый смутьян Марко Феррери нашего времени, чем Бунюэль, «Треугольник печали» скорее «Большая жратва», чем «Скромное обаяние буржуазии». Не стоит ждать от фильма сложных метафор — все проговаривается в лоб, но Эстлунд еще со времен «Квадрата» выдает эту прямолинейность за прием — и он работает. Возможно, именно так получается достучаться до максимально широкой, не киноманско-артхаусной аудитории.
«Улыбка»
Главная героиня Роуз (Сози Бэйкон) не сумасшедшая, просто небольшое допущение возможности существования среди нас демона-убийцы делает ее такой в глазах окружающих. К счастью, «Улыбка» совсем не рядовой триллер об экзорцизме. Фильм дебютанта в полнометражном кино Паркера Финна пытается запрятать в развлекательный жанр разговор о дурной психической наследственности, чувстве вины и депрессии человека, которому нужна помощь, а он получает от общества изоляцию и осуждение.
«Черная пантера: Ваканда навсегда»
Главное достоинство «Ваканды навсегда», как и в первой части, то, как фильм выглядит, не зря именно художники-постановщики и художник по костюмам получили за первую картину «Оскар». Автор обоих фильмов Райан Куглер продолжает создавать идеальное государство, одновременно близкое к природе и устремленное в будущее. Кажется, что ему хочется отгородить «хороших черных» от этого несовершенного мира, с которым все-таки иногда приходится считаться. Режиссер наполняет эти эстетизированные и осовремененные картины африканской жизни гуманизмом от работающих с прорабатыванием травмы психотерапевтов: «прощение конструктивно», «месть убивает мстящего» и т. д. Это фильм человека, который, соблюдая законы высокобюджетного экшна, стремится вырваться за его пределы и сказать зрителям, что жизнь одна и глупо тратить ее на войны.
«Чудо»
Медсестра-англичанка Элизабет «Либ» Райт (Флоренс Пью) прибывает в 1862 году в маленькое ирландское поселение по вызову местного совета старейшин, состоящего в основном из представителей церкви. Должностные обязанности Либ в данном случае не совсем обычны. Больная — замкнутая девочка Анна О’Доннелл (Кила Лорд Кэссиди) — не ела целых четыре месяца, что никак не сказалось на ее состоянии здоровья. Все вокруг, конечно, считают это чудом и уже планируют причислить Анну к лику святых, тем более что слава о ней разошлась далеко за пределы деревни. Либ помимо обычных медсестринских обязанностей должна следить, чтобы Анна тайком ничего не ела.
Конечно, Либ, окруженная жадными фанатиками, представляет в этой дремучей деревне почти единственный голос разума. Но после недолгого общения с Анной даже Либ, поддавшаяся жалости к используемой собственной семьей девочке, готова допустить, что в ее стремлении стать избранной жертвой есть нечто достойное уважения и соучастия.