14 лучших фильмов осени 2024
Эта осень была богата не только на громкие провалы («Мегалополис» Фрэнсиса Форда Копполы, «Джокер: Безумие на двоих», «Хеллбой: Проклятие Горбуна», «Рейган»). За последние три месяца вышли новые фильмы давно любимых режиссеров — Тима Бертона, Клинта Иствуда (который в 94 года бодрее многих 30-летних), Ридли Скотта и Жака Одиара, не говоря уже о победителе последнего Каннского кинофестиваля Шоне Бейкере («Анора») и восходящих звездах (Кароли Фаржа с «Субстанцией»). «Москвич Mag» оглядывается на сезон, в который традиционно выходят главные претенденты на «Оскар».
«Битлджус Битлджус»
Любой режиссер, снимающий продолжение любимого целым поколением фильма, стоит перед выбором — сделай совсем оригинальное новое кино, и поклонники обвинят в том, что это не настоящий «Битлджус». Второй путь менее рискованный, зато более скучный — просто повтори то, за что зрители до сих пор любят первый фильм, что Тим Бертон и сделал, добавив несколько новых героев. Зато каких!
«Не говори никому»
Американцы Бен (Скут Макнейри) и Луиза (Маккензи Дэвис), переехавшие в Лондон с 12-летней дочерью Агнес, знакомятся на отдыхе в Италии с живущими в Девоншире Пэдди (Джеймс Макэвой) и Кьярой (Эшлинг Франчози). Несколько приятных бесед за вкуснейшими обедами с пастой, и вот гостеприимные британцы приглашают новых друзей погостить у них несколько дней.
В наше время очень мало фильмов пытаются говорить со зрителями на равных и предлагать всерьез обсудить современные проблемы. Англоязычный ремейк датского «Не говори никому» не боится показать столкновение двух миров: столичных «осознанных» леваков, привыкших к городскому комфорту, с совсем не следящими за словами простоватыми провинциальными жителями, защитниками «традиционных ценностей».
«Субстанция»
Фильм Корали Фаржа, получивший приз Каннского кинофестиваля за лучший сценарий, смачно бичует сексизм, эйджизм и остальные «-измы», от которых поколениями страдали женщины, но, к счастью, не показывает их святыми. Фаржа спрашивает, кто больше виноват — мужчины, эксплуатирующие женщин и выбрасывающие их на помойку после истечения срока фертильности, или сами женщины, которые, получив оплеуху, поднимаются и остервенело бегут назад под свет софитов. Фаржа одинаково неприятны все, и это и делает ее фильм хорошим. Очевидно, что под названием в оригинале «Substance» имелось в виду не только значение «вещество», но и «содержание».
«Одинокие волки»
Пока играющие профессиональных фиксеров Брэд Питт и Джордж Клуни пытаются перебрэдпиттить и отклунить друг друга, актер Остин Абрамс, известный по роли в сериале «Эйфория», легко уводит у своих более именитых партнеров фильм из-под носа — настолько он хорош. И все же «Одинокие волки» — идеальная иллюстрация того, что настоящие звезды могут спасти фильм, в котором происходит не так много интересного.
«Анора»
Важное достоинство снятого Шоном Бейкером победителя Каннского фестиваля этого года в том, что русских играют русские (в основном) из России, и делают они это очень хорошо, вплоть до мелких деталей, вплоть до тоста «Чтоб х.. стоял и деньги были». Наши актеры здесь так хороши, что после этого фильма хочется, чтобы они почаще снимались у американских режиссеров. Издание Entertainment Weekly включило Юрия Борисова (значащегося в титрах как Юра Борисов) в десятку претендентов на «Оскар» за лучшую роль второго плана.
«Время жить»
Понять, плохой и фальшивый перед вами фильм о любви или хороший и искренний, можно по сексуальным сценам: в первых голливудские звезды занимаются сексом, не снимая бюстгальтер. К счастью, перед нами второй вариант (вдруг кто-то всегда хотел увидеть Флоренс Пью топлес).
«Присяжный №2»
Помимо того что 40-й фильм Клинта Иствуда показывает, как криво работает машина правосудия, он также задает вопрос: если хороший человек случайно совершил преступление, не лучше ли его простить, если никто от его наказания не выиграет?
«Еретик»
Лучшее, что есть в «Еретике» (помимо игры Хью Гранта, разумеется) — словесная пикировка представителей двух поколений и взглядов на мир с разным опытом. Две юные миссионерки приходят к отшельнику мистеру Риду рассказать о прелестях мормонской веры и вдруг оказываются на лекции о том, что религия — один и тот же пересказ древнего мифа о чудесном воскрешении, просто побеждает та религия, у которой лучше пиар. Перед нами битва веры против разума и свободы воли против предопределенного фатума. Фильм, лучшие моменты которого состоят из трех героев, чинно болтающих о религии, никак не может считаться неудачным.
«Ученик. Восхождение Трампа»
В 1980-х Дональд Трамп стал олицетворением Нью-Йорка с его рейганомикой, культом денег и Уолл-стрит, попыткой местных властей избавиться от долгов и сделать город «столицей мира». То, что Трамп, как будто застрявший в том десятилетии, так популярен сейчас, многое говорит об его электорате — консервативных бумерах, мечтающих вернуть Америку своей молодости.
«Гладиатор 2»
Ридли Скотт помнит если не о хлебе (в фильме есть древнеримские уличные кафе вопреки всякой исторической правде), то о зрелищах. Гладиаторы в Колизее сражаются со злобными клыкастыми павианами и носорогом и инсценируют морскую битву греков с персами при Саламине, вплоть до кружащих вокруг акул, которые хватают упавших с кораблей несчастных. Режиссер помнит, что после нескольких сцен с болтовней нужно бросить нам экшн-кость, и мы ему за это благодарны. Скотт вообще в свои 86 лет смотрится в современном кино одним из последних патриархов, кто может внятно рассказать увлекательную историю.
«Великая»
Кейт Уинслет настолько давно и ровно выдает одну выдающуюся работу за другой, а мы настолько к этому привыкли, что относимся к этому как к должному. Тем не менее даже она может удивить зрителей желанием не делать из своей живой героини безгрешную икону и играть ее со всеми слабостями и недостатками. Роль фотожурналистки Ли Миллер ничем не хуже Ханны Шмитц из «Чтеца», за которую Уинслет получила 15 лет назад свой пока единственный «Оскар». Актрисе такого масштаба уже пора вручить вторую высшую кинонаграду, и «Великая» — вполне достойный повод, особенно в год, когда мир переживает новый всплеск насилия и войн — кажется, документ из Бухенвальда и Дахау, оставленный нам Ли Миллер, ничему нас не научил.
«Конклав»
Режиссер Эдвард Бергер показывает Ватикан как полностью изолированный от внешней современной жизни мир, в который реальность вторгается лишь насильно — в одной сцене волна от террористического взрыва даже пробивает дыру в стене зала голосования и накрывает кардиналов пылью. Местные коридоры, лестницы и даже спальни торжественны, но неуютны, как в старой пустой гостинице. Все здесь подчеркивает разрыв церкви с реальностью, живой и подвижной. Возможно, Ватикан и центр католического мира, но ему как будто нужно выйти в мир большой, а не пытаться диктовать условия веры в Бога из своего мрачного угла.
«Эмилия Перес»
Фильм Жака Одиара начинается с того, что мексиканский адвокат Рита (Зои Салдана), уставшая защищать богатых убийц и подонков (мы с ней знакомимся, как раз когда она представляет клиента, убившего жену), получает предложение от грозного наркобарона Манитаса дель Монте (Карла София Гаскон). Предложение состоит в том, чтобы в обмен на сумму, которая позволит Рите провести всю жизнь, не думая о деньгах, она поможет Манитасу стать женщиной и физически (то есть найти хорошего хирурга), и официально, для общества (документы). Рита честно отрабатывает договоренности и исчезает из жизни Манитаса, но через четыре года крупная царственная сеньора с широкими плечами оказывается с ней за столом в ресторане и представляется Эмилией Перес.
«Птица»
Андреа Арнольд не снимала целых восемь лет — по любым меркам это много для любого режиссера. Тем ценнее выстраивать ее фильмы в один ряд высказываний о жизни бедняков, в которой изредка видны чудесные просветы. В ее новой картине жизнь одной простой девочки показана как беспросветный тупик, пока она не встретит Птицу.