Весна всегда была самым унылым киносезоном. «Оскаровские» номинанты и победители отгремели, лучшие фильмы Каннского кинофестиваля еще не вышли в прокат, а Голливуд начинает летний сезон в мае очередными сиквелами, которые продолжают уже знакомые истории. Но в этом безвременье можно найти и плюсы. Например, большинство лучших картин этой весны балансирует на грани артхауса и коммерции и доставит удовольствие поклонникам режиссеров Ари Астера, Мэри Хэррон, Бена Аффлека и других авторов со своим ярко выраженным стилем. Это не фильмы в ожидании призов или кассовых рекордов, а самое обычное хорошее кино.
«Air: Большой прыжок»
Над кинозвездами, подающимися в режиссуру, легко подтрунивать, но интересно, что Бен Аффлек как режиссер полностью лишен звездного тщеславия и часто снимает фильмы гораздо лучшего уровня, чем те, в которых снимается как актер. «Air: Большой прыжок» — в хорошем смысле болтливая околоспортивная драма, которая держится на нескучных диалогах и качественной актерской игре. Такие фильмы все реже выходят в прокат и все чаще — на стриминговых сервисах.
«Аферисты»
Джулианна Мур, спродюсировавшая этот фильм вместе с мужем, сценаристом Бертом Фрейндлихом, получила роль, о которой давно могла только мечтать даже она, одна из самых востребованных сегодня в кино актрис. Ее Мэделин — талантливая хладнокровная мошенница, не фэнтезийная злодейка, какую Мур играла, например, в «Седьмом сыне» или во втором «Кингсмене», а вполне узнаваемый в реальной жизни монстр, маркиза де Мертей в этих «опасных связях» на Манхэттене. В сцене, где она репетирует перед зеркалом горестную маску перед тем, как выйти к гостям на отпевании, внутренне ликуя от мысли при свалившемся на нее наследстве, Мур показывает высший актерский класс.
«Быть Сальвадором Дали»
Середина 1970-х показана в жизни Дали одновременно тяжелым и успешным периодом. После того как сюрреализм вышел из моды в Европе (насчет этого есть прекрасная тирада Галы Дали о том, как она лично ходила и пыталась продать никому не нужные картины мужа), в 1970-х знаменитый художник оседлал волну успеха в Америке, где его эксцентрика хорошо продавалась на телевидении. Семидесятилетний Дали встретил сексуальную революцию с распростертыми объятиями — как и Энди Уорхол в этот же период, он обожал вечеринки и окружать себя красивыми людьми, только скорее вел себя как наблюдающий за наркотическим экстазом молодых со стороны, как вуайерист. Кажется, что режиссер Мэри Хэррон испытывает к нему симпатию и смотрит на своего героя не критически — если она и считает его аферистом, подписывавшим репринты и выдававшим их за оригинальные литографии, то не видит в этом сейчас ничего криминального — старому гению просто были нужны деньги.
«Все страхи Бо»
В этом фильме много смешных моментов, но режиссер Ари Астер напоминает, что он также превосходный хоррормейкер. Когда главный герой Бо (Хоакин Феникс) проглатывает таблетку и осознает, что не может ее запить, потому что из крана на кухне не течет вода, перед нами проявление ужаса высшей пробы, высеченного из простой бытовой неурядицы.
«Джон Уик 4»
Это по-прежнему суровая мужская история с пограничными страстями и широкими жестами, где на карту всегда поставлена жизнь героя («Джон Уик — призрак в поиске кладбища», — говорит о нем главный противник де Грамон). Перед финальной дуэлью у Джона Уика (Киану Ривз) и его старого друга Уинстона (Йен Макшейн), разжалованного управляющего нью-йоркского отеля сети Continental, происходит следующий обмен репликами: «Что скажешь напоследок?» — «Не скучай на небесах». В фильме с таким количеством убийств все крутится вокруг последнего вздоха и разговоров о существовании ада.
«Стражи Галактики. Часть 3»
Несмотря на грустную тему с детством енота Ракеты, это уютная, без радикальных новшеств финальная треть любимой миллионами эпопеи, которая в конце дает поклонникам надежду на возвращение.
«Тетрис»
Этот фильм легко мог стать скучным перечислением сделок и сумм, но его интересно смотреть благодаря Тэрону Эджертону в главной роли издателя компьютерных игр и основателя компании Bulletproof Software Хэнка Роджерса. В 1988-м Хэнк летит покупать права на игру Tetris в СССР на излете его существования, где старая советская бюрократия уже чувствует свой конец, но не намерена сдаваться без боя. Так история Tetris становится фильмом о противостоянии капиталистического напора с советской системой и советским же сознанием.
«Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет»
В 1970-м роман Джуди Блум перевернул представления не только родителей, но и вообще взрослых о том, как обсуждать с детьми проблемы сексуальности, физиологии и религии (журнал Time включил его в список ста самых важных детских книг). Свежая экранизация показывает, что роман за 50 с лишним лет ничуть не устарел. Это серьезный фильм, который очень легко смотрится — редкость в наше время, когда кино делится на тяжелый фестивальный артхаус и оглушающие глупые блокбастеры.