Геннадий Устиян

«Битлджус Битлджус», как и Тим Бертон, прошел путь от яркого аутсайдера до безобидного чудака

3 мин. на чтение

Решение Тима Бертона вернуться к своим корням и сделать продолжение своего второго игрового фильма «Битлджус» понятно любому человеку, которого хвалили в начале многообещающей карьеры, а потом те же люди ругали за предсказуемость и «продажность» зрелого периода — режиссер как будто сник, как только наступил XXI век. Компромиссы и большие деньги превратили автора «Эда Вуда» и «Эдварда Руки-ножницы» в «домашнего» постановщика Disney с его «Дамбо» и «Алисой в Стране чудес», художника с уникальным стилем — в ремесленника, снимающего для всех, а значит, для никого.

На недавней пресс-конференции в Венеции, где прошла премьера «Битлджуса Битлджуса» (в прокате США с 6 сентября, в России фильм можно посмотреть только онлайн у пиратов), Бертон сказал, что осознает, в какую ловушку сам себя загнал и как ему надоело нынешнее положение дел в киноиндустрии. Сиквел его фильма 36-летней давности — попытка вернуть себе свое «моджо», вспомнить, почему он хотел снимать кино в первую очередь. Но чудес не бывает, и повторить свой ранний успех невозможно — примерно как нельзя в возрасте за 60 выглядеть на 20.

Плюсы:

— любой режиссер, снимающий продолжение любимого целым поколением фильма, стоит перед выбором — сделай совсем оригинальный новый фильм, и поклонники обвинят в том, что это не настоящий «Битлджус». Второй путь менее рискованный, зато более скучный — просто повтори то, за что зрители до сих пор любят первый фильм, что Тим Бертон и сделал, добавив несколько новых героев, зато каких! Моника Беллуччи играет покойную бывшую из ада, Уиллем Дефо — актера, притворяющегося детективом, Дженни Ортега, Уэнсдей из одноименного сериала Бертона, в роли Астрид, дочери Лидии, Джастин Теру играет Рори, жениха Лидии, Дэнни Де Вито, Пингвин из второго бертоновского «Бэтмена», еле успевает провести на экране минуту;

— самый интересный персонаж (и наиболее близкий Бертону, как он сам признавал) помимо самого Битлджуса, конечно, как и в первом фильме, Лидия (Вайнона Райдер). Готическая принцесса-подросток из 1988-го выросла, вышла замуж, родила дочь, развелась, оплакала бывшего мужа и стала ведущей телешоу «Дом призраков с Лидией Дитц», в котором морочит головы поклонникам потустороннего хлопающими дверьми и окнами. Компромиссы зрелой жизни заставляют людей предавать свои подростковые идеалы, говорит нам Бертон. Зато с возрастом люди становятся мягче и больше склонны прощать — Лидия сблизилась с мачехой, бездарной и претенциозной скульпторшей Делией, и теперь едет с ней на похороны отца (сыгравший его в первом фильме актер Джеффри Джонс не появляется во флешбэках из-за сексуального скандала более чем 20-летней давности). «Он был самым нормальным в этой семье», — вспоминает добрым словом дедушку Астрид. Лидия к тому же не очень хочет выходить за своего жениха Рори, чувствуя (как покажет время, не зря), что не будет с ним счастлива. В каком-то смысле ей снова, как 36 лет назад, нужно преодолеть себя и повзрослеть, взять на себя ответственность, перестать плыть по течению и наконец сделать то, чего она всегда хотела, но была слишком слабовольной. Если Тим Бертон действительно отождествляет себя с Лидией, возможно, нас еще ждет период его расцвета;

— лучшее, что есть в фильме — рутинные будни бюрократического чистилища. В первой части свежеумерших встречала восхитительная голливудская старуха Сильвия Сидни, умершая через 11 лет после «Битлджуса». В сиквеле покойников встречает целый загробный МФЦ, перенаправляющий их в соответствии со справкой, судьбой и заслугами;

— Майкл Китон в заглавной роли в очередной раз доказывает, насколько он потрясающий характерный актер, хотя свежести его игры из первого фильма нет, и у него здесь даже меньше экранного времени, что обидно. К тому же в 1988-м его персонаж временами казался страшным и мерзким, здесь он скорее вызывает сочувствие и даже жалость. Зло, даже колоритное, тоже стареет и устает;

— в отличие от Китона Моника Беллуччи никогда сильной актрисой не была, но, если ее правильно использовать, она может быть очень эффектной. Долорес буквально собирает себя по кускам, в том числе сшивает свое прекрасное лицо степлером. Хорошие режиссеры всегда звонят агенту Беллуччи, когда хотят показать на экране распад физического совершенства — Терри Гиллиам явно не без удовольствия превращал актрису в старуху в «Братьях Гримм». Для Тима Бертона Беллуччи, которая с ним с недавних пор встречается, превратилась в очередную музу после Лайзы Мэри (в «Спящей лощине», «Марс атакует!» и «Эде Вуде»), Хелены Бонэм Картер и Евы Грин. Она здесь присутствует как женщина режиссера, для которой всегда найдется небольшая, но выигрышная роль. В этой преемственности красивых брюнеток в фильмах Тима Бертона есть какое-то приятное комфортное узнавание;

— хотя во втором «Битлджусе» меньше остроумных диалогов, чем в первом, все же у пары реплик есть шанс стать крылатыми: «Вы всю свою смерть готовились к этому моменту» и «Как говорил Достоевский, адьос, говнюк!».

Минусы:

— почти полное отсутствие сюжета. В первом «Битлджусе» история держалась на погибшей паре (Алек Болдуин и Джина Дэвис), которая пытается выжить новых жильцов из своего дома. Здесь ничего подобного нет, если не считать желания Битлджуса снова жениться на Лидии, чтобы вернуться в мир живых, это мы уже видели 36 лет назад и считать сюжетом сложно. Все остальное — «молодежная» линия с Джереми (Артур Конти) и Астрид и погоня Долорес за бывшим — второстепенные истории, на которых действие не держится;

— чудес не бывает. «Битлджус Битлджус» вряд ли появится в рейтингах сиквелов, которые лучше первой части. Не то чтобы это был длинный список.

Фото: Warner Bros. Pictures

Подписаться: