Русские говорят: «Там не было ни души», а англосаксы: «There was nobody». Получается, для нас важнее внутреннее содержание человека, а для западного человека — его внешняя оболочка.
Наверное, можно сказать, что западное отношение к религии более прагматично — Бог в первую очередь должен быть «удобен» человеку, пока он жив, а не человек должен подстроиться под Бога, всю земную жизнь готовясь к вечной и таким образом фактически посвятив себя ему. В зависимости от вашего отношения к концепции смерти и к религии вы и воспримете условность «Души» — 23-го фильма студии Pixar, который выходит в российский прокат 21 января, но на канале Disney TV+ его можно было посмотреть еще с 25 декабря.
«Душа» продолжает относительно недавнюю традицию Pixar, начатую шесть лет назад в «Головоломке». За свою 25-летнюю историю самая новаторская (и коммерчески очень успешная) студия анимации выпустила много фильмов о говорящих игрушках, машинах и крысе-поваре, но идея сделать героями человеческие эмоции казалась в 2015-м не менее смелой, чем сейчас обретение голоса человеческими душами, бесплотной материей. Так, обращаясь ко все более зрелым темам вроде смертности и ответственности человека за свою судьбу, Pixar продлевает жизнь своим фильмам — и «Головоломку», и «Душу» (неудивительно, что оба сняты одним режиссером Питом Доктером) можно пересматривать в зрелом возрасте, не делая скидок на их нацеленность на детскую аудиторию.
Джазовый пианист Джо (в оригинале его символично озвучивает Джейми Фокс, обладатель «Оскара» за роль Рэя Чарльза) преподает музыку в школе, но мечтает о настоящей карьере — играть в клубе с крутыми музыкантами. Выходя с удачно прошедшего собеседования, он от счастья и перевозбуждения не замечает открытый канализационный люк, и следующее, что он видит — это тот самый свет, который, по свидетельствам переживших клиническую смерть людей, ведет в мир иной. Но Джо не готов умереть накануне единственного шанса исполнить мечту и получить работу. Он идет против течения других покойников и оказывается в месте, которое поначалу принимает за ад (что было бы логично), но на самом деле — в школе для еще не родившихся душ, где знакомится с одной из них по имени, вернее числу, Двадцать Два (ее озвучивает комедиантка Тина Фей). Двадцать Два капризничает и не торопится на Землю — она никак не может найти свое призвание, не знает, чего хочет в своей будущей жизни. Джо, наоборот, стремится назад, и так оба попадают в Нью-Йорк, только из-за путаницы Двадцать Два оказывается в лежащем в коме теле Джо, а его душа — в теле больничного кота. Тут начинается смешнейшая комедия положений, призванная разбавить грустные начало и конец.
«Душа» в очередной раз доказывает особое место Pixar в мире современной мультипликации и вообще кино. Она так хорошо сделана, что предыдущие кинопризнания в любви к джазу, которые в наше время практически узурпированы на экране Дэмьеном Шазеллом, кажутся почти банальными. Доктер метит выше, чем просто желание признаться в любви к конкретному музыкальному стилю или рассказать историю дружбы двух в данном случае буквально душ, лишенных телесной оболочки. Линия Джо может напомнить любому зрителю о невозможности повторить бесценное переживание, вернуться назад и все исправить, использовать упущенный шанс, сказать близким людям правильные слова вовремя. Дав Джо эту возможность, Доктер только подчеркивает тщетность планирования жизни или, наоборот, исправления ошибок. Это и составляет прелесть этого уникального фильма — проговаривание, что жизнь — хаос, умение принять это и ценить редкие моменты, которые ты можешь хотя бы частично контролировать или просто остановиться и насладиться красотой Нью-Йорка. Джо теряет свое тело, но обретает душу в прямом смысле. Возможно, слишком поздно, но, с другой стороны, может, в самый раз, иначе как же быть без сожалений, которые так удачно передает хороший джаз.
Фото: Дисней Студиос