Фильм «28 лет спустя» смотрится так, будто зомби вырвали ему позвоночник
Понятное дело, что режиссер Дэнни Бойл, вернувшийся к собственной франшизе, запущенной им и сценаристом Алексом Гарлендом 23 года назад, говорит не о зомби и не о будущем. Он говорит о нас, живущих сейчас.
Вышедшие в 2002-м «28 дней спустя» с их темами смертельного вируса и человеческого выживания по немногим безопасным углам оказались настолько пророческими (Брексит, ковид) и коммерчески успешными, что Бойл с Гарлендом решили изучить, что там с родной Британией спустя четверть века — нет сомнений, что некоторые пророчества из нового фильма (в мировом прокате с 20 июня, в России картину можно посмотреть только онлайн у пиратов) сбудутся тоже, хотя, конечно, не хотелось бы.
Плюсы:
— в интервью Дэнни Бойл говорит, что остался в душе все тем же панком, что и почти три десятилетия назад, когда снимал «На игле». Не в прямом смысле, конечно (какие уж тут ирокезы в 68 лет), а в том, что ему по-прежнему нравится взять какую-нибудь устоявшуюся за десятилетия конструкцию и вывернуть ее наизнанку. В 2002-м Бойл поступил именно так с жанром зомби-хоррора, придав ему остроту в мире после 11 сентября — мертвецы уже вокруг тебя, они повсюду и быстро бегают. Трудно сейчас себе это представить, но 23 года назад это было свежо (если так вообще можно сказать о зомби-хорроре). Благополучный западный мир если не пал, то сильно пошатнулся, и теперь Бойл, уступив режиссерское кресло на «28 неделях спустя» в 2007-м (у него слишком сильная идиосинкразия на повторы и штампы, чтобы снимать сиквелы к собственным фильмам), вернулся к теме апокалипсиса, но уже укоренившегося, ставшего привычным за почти тридцать лет. Почему он все же решил вернуться к собственным старым идеям? Возможно, потому что ему есть что сказать нового;
— Бойл действительно остался панком — в прологе «28 лет спустя» родители-зомби врываются к собственным детям, которые смотрят телевизор, и пожирают их, заливая экран с «Телепузиками» кровью («Телепузики» — это отупляющее зло, поэтому сцена вызывает лишь злорадный смех, как и было задумано);
— главный герой «28 лет спустя» 12-летний Спайк (Альфи Уильямс) живет на северо-восточном побережье Англии вместе с отцом Джейми (Аарон Тейлор-Джонсон) и матерью Айлой (Джоди Комер). Семья — часть выжившей 28 лет назад во время зомби-эпидемии коммуны, которая сохранилась благодаря тому, что отрезана от большой земли подводным путем, обнажающимся во время отливов (намеки на Брексит и изоляционизм очевидны). Спайк достаточно взрослый, чтобы совершать с отцом вылазки и учиться стрелять в троллеобразных неуклюжих зомби, питающихся червями. Эти твари относительно безопасны и служат прекрасной мишенью для Спайка в отличие от более прытких и сильных альфа, от которых лучше держаться подальше;
— «28 лет спустя» делится на две части — «мужскую», которую Спайк проводит вместе с отцом на охоте и бегая от зомби, и «женскую», где мальчик ведет сходящую с ума мать к чудаковатому доктору Кельсону (Рэйф Файнс). Бывший врач, который, как надеется мальчик, вылечит Айлу, мажет тело раствором йода и делает инсталляции из человеческих черепов — после апокалипсиса их так много, что они совсем обесценились, так почему не сделать из них искусство? У Бойла старая добрая Англия, живущая без интернета и других благ цивилизации, плавно и без сопротивления возвращается к фолк-арту и Средневековью (Бойл использует в монтажной нарезке кадры из «Генриха V» Лоренса Оливье, чтобы догадались даже самые непонятливые);
— сцен с зомби здесь не так много, как ждешь от такого кино. Но когда они появляются, Бойл со зрителями не церемонится — чего стоит хотя бы сцена с родами бешеной зомбихи (подождите, а разве мертвая плоть способна производить потомство? В этом фильме, видимо, может). У одного бегающего голышом альфы такой огромный член, что несколько американских изданий уже посвятили ему восторженные авторские колонки;
— Бойл не увлекается зомби, потому что они его интересуют лишь как метафора. Главное здесь — взросление ребенка в жуткой реальности, где нужно постоянно быть начеку и вовремя уворачиваться от угроз, которые могут свалиться на тебя в любой момент. Но у Спайка, несмотря на все окружающие его ужасы, крепкий моральный стержень, который поможет ему в следующих фильмах («28 лет спустя» задуман как первая часть трилогии). В этом смысле Бойл снял очень оптимистичный фильм, несмотря на грязных голых зомби;
— фильм уже собрал в первый уикенд мирового проката 60 млн долларов, так что трилогии быть.
Минус:
— поклонников зомби-хорроров может разочаровать сентиментальность и плаксивость второй половины фильма. Вообще резкая смена сюжета и модальности и отказ от объединяющей две такие разные части идеи вызывает странное ощущение, будто Бойл и Гарленд решили сказать одно, а в итоге получилось другое, так что финал смотрится не завершением, а обещанием следующей истории. Этот типичный для западных франшиз прием сильно поднадоел.
Фото: Sony Pictures