«Миссия невыполнима: Финальная расплата»: Том Круз так долго спасает мир, что уже все равно
Когда Мерил Стрип как-то спросили, с какими ароматами ассоциируются ее коллеги, она сказала про Тома Круза, что он не пахнет ничем — и на протяжении своей почти безупречной карьеры, и особенно в фильмах из серии «Миссия невыполнима» герой Круза, агент Итан Хант, настолько идеален и настолько неспособен провалить даже самую невыполнимую миссию, что он почти перестает быть актером и становится надчеловеческой функцией. Поэтому неудивительно, что в последней, восьмой части франшизы под названием «Финальная расплата» Хант сражается не столько с очередным карикатурным злодеем, мечтающим взорвать мир на манер психопатов из фильмов о Джеймсе Бонде (хотя такой тоже есть в исполнении Эсая Моралеса), а с искусственным интеллектом. Идеальный агент без запаха, человек без свойств спасает мир от бездушной машины и, чтобы выполнить миссию, должен предвидеть, как эта машина думает, то есть уподобиться ей. «Миссия невыполнима: Финальная расплата» вышла в мировой прокат 23 мая (в России ее можно посмотреть только онлайн у пиратов).
Плюсы:
— если первые четыре фильма во франшизе были сняты режиссерами с очень ярким авторским стилем (Брайаном Де Пальмой, Джоном Ву, потом Круз дважды рискнул — с телережиссером Джей Джей Абрамсом и постановщиком анимации Брэдом Бердом, второй раз удачнее), то последние части символично были отданы на откуп Кристоферу Маккуорри, менее известному, по сравнению с предшественниками, режиссеру, который в основном ассоциируется с «Миссия невыполнима». Маккуорри, ставший «домашним», выросшим изнутри, автором второй половины франшизы, закончил 30-летнюю эпопею длинным, на 2 часа 50 минут, финалом, который не только ностальгирует по собственному прошлому, но настаивает на превращении Ханта (а с ним и Круза) в последнего спасителя мира (а Круза — в спасителя кино как переживания именно в кинотеатрах вместо доминирующего в последние годы домашнего просмотра). Для такой масштабной задачи недостаточно сюжета о конце света и звезд — в каждом из последних четырех фильмов Маккуорри Круз выполнял трюки на грани возможного: прыгал с самолетов, взлетал на мотоцикле с горы, а в «Финальной расплате» отменял законы физики на дне Баренцева моря и в небе. Надо совершить надчеловечный поступок, чтобы развернуть тренд и вернуть зрителей в кинотеатры, и давно молодящийся Круз, на лице которого в «Финальной расплате» наконец-то можно разглядеть естественные морщины, свойственные человеку за 60, готов рискнуть напоследок, пока позволяет здоровье;
— в новом фильме все герои во главе с президентом США (Анджела Бассетт — влажная мечта либерального Голливуда, черная женщина на высшем государственном посту, играет за последние месяцы президента США уже дважды — после сериала «Нулевой день» с Робертом Де Ниро) говорят Ханту (и Крузу), что он — «последняя надежда человечества», «единственный человек, которому можно доверить спасение мира» и «человек, который всегда находился на правильной стороне истории». Не случайно все ядерные державы, не имеющие в своем арсенале такого агента, как Хант, первыми становятся жертвами искусственного интеллекта под названием «Сущность» и теряют одна за другой контроль над ядерным оружием. В этом смысле «Миссия невыполнима», конечно, продолжает многолетнюю традицию американской культурной экспансии и пропаганды. Итан Хант не просто человек и даже не киногерой, он воплощенное спасение мира, почти такое же вездесущее и неуязвимое, как и его неодушевленный противник;
— Хант (а с ним и Круз) настолько крут, что даже противники, минуту назад наставлявшие на него пистолеты, после коротких уговоров не только опускают оружие, но и идут за ним спасать мир — так в команде появляется новый ее участник, чернокожий с французской фамилией Дега (смешки в зале — Круз любит импрессионистов), взамен умершего важного соратника, тоже чернокожего — квоту нужно поддерживать и пополнять по мере убывания старых героев (Дега играет актер Грег Тарзан Дэвис, который снимался три года в фильме «Лучший стрелок: Мэверик», так что его можно назвать протеже Тома Круза);
— обязательные карикатурные русские с их мини-подлодкой «Лошарик». Хант ищет «Подкову», ключ, который уничтожит «Сущность», в затонувшей российской подлодке «Севастополь», но в целом вся русская часть снята без огонька.
Минусы:
— конечно, каждый сиквел обязан стоить дороже предыдущей части, но бюджет «Финальной расплаты» — 400 млн — может сыграть злую шутку все с тем же любимым Крузом уникальным переживанием в кинотеатре. Чтобы конкурировать с такими фильмами, всем студиями придется теперь снимать картины с бюджетами в полмиллиарда, что, как вы понимаете, к качеству кино как таковому не имеет отношения, и это же означает, что фильмов будет сниматься не больше, а меньше;
— понятно, что перед нами героический блокбастер, но все-таки в предыдущих фильмах сценаристы следили за тем, чтобы между экшн-сценами герои иногда выпускали пар и улыбались (для этого во франшизе и присутствовал Бенджи Саймона Пегга). Тут же герои не говорят, а вещают, не беседуют, а произносят торжественные тирады, и фильм в целом производит впечатление натужного, лишенного легкости и удовольствия труда;
— фильм длится почти три часа, и когда команда Ханта наконец приступает непосредственно к спасению мира, уже, если честно, становится все равно;
— «Миссия невыполнима», длившаяся почти 30 лет, закончилась. Так, может, Том Круз наконец-то вернется к ролям обычных, нормальных людей? Просто пока он взбирался на небоскребы и прыгал с самолетов, мы уже забыли, что он когда-то был хорошим актером. За это, конечно, платят меньше, чем за прыжки с самолета, но Круз так давно убеждает нас, что лучше оставаться человеком, чем мутировать в машину, что пора бы ему показать пример.
Фото: Paramount Pictures