Геннадий Устиян

«Обезьяна» с барабаном убивает людей. Да, это комедия

2 мин. на чтение

В одной сцене «Обезьяны» (в кинотеатрах с 27 февраля) герой задает вопрос, который может прийти в голову только Стивену Кингу (именно по его рассказу 1980 года поставлен фильм): «Если смерть — единственное гарантированное событие в жизни человека, почему тогда люди так удивляются, когда она приходит?» В режиссере Осгуде Перкинсе Кинг встретил достойного соратника — раз уж смерть глупа, часто неожиданна и неизбирательна, почему бы просто не посмеяться ей в лицо? И, странное дело, при виде летящих голов и раскрошенных в фарш внутренностей зрители в кинозале действительно смеются.

Плюсы:

— Осгуд Перкинс, к счастью или к несчастью (смотря насколько вам нравился рассказ), переработал рассказ Кинга — теперь не сыновья главного героя Хэла Шелберна находят страшную обезьяну папы, а сам Хэл и его брат-близнец в детстве наследуют заводную обезьяну от отца, который, как утверждает их мать Лоис (Татьяна Маслани), трусливо сбежал, выйдя «за сигаретами», а на самом деле исчез, чтобы не подвергать детей смертельной опасности. Отца в первых сценах фильма играет Адам Скотт, в чем виден чистый гений кастинга — актер специализируется на героях — современных мужчинах в кризисе, часто в комедиях, и то, что он больше ни разу не появится в фильме, придает ему еще большей интригующей недосказанности;

— измененный сюжет позволяет Тео Джеймсу, которого давно недооценивают как серьезного актера из-за его привлекательной внешности, сыграть сразу две роли выросших близнецов. Детская травма с участием обезьяны сделала Хэла и Билла Шелбернов неудачниками — первый держится подальше от бывшей жены и сына, чтобы не подвергать их опасности, второй, напротив, посвятил жизнь попыткам разгадать тайну куклы. Оба представляют собой два полюса последствий пережитой в детстве трагедии — в общем, это один и тот же герой, только с двумя разными путями развития. Тео Джеймс, так хорошо запомнившийся ролями во втором сезоне социальной сатиры «Белый лотос» и криминальной комедии «Джентльмены», наконец получил главную роль в хорроре (поклонникам Джеймса стоит посмотреть «Моего создателя» 2020 года — прошедший почти незамеченным сайенс-фикшн про ученого и его робота);

— в отличие от Билла у Хэла есть ради кого жить — сын Пити (Колин О’Брайан). Тема отцовства в «Обезьяне» едва ли не важнее темы смерти — здесь и отношение близнецов к исчезнувшему папе, и связь Пити с Хэлом, который видится с сыном всего раз в год, и комические дядя (его играет сам режиссер Перкинс) с тетей — эти не то что не могут заменить родителей, они худшие в мире люди для этой роли. Возможно, для самого Перкинса здесь есть что-то личное; его отец — знаменитый Энтони Перкинс, звезда хичкоковского «Психо». Явно психотерапевт режиссера — небедный человек;

— самый приятный сюрприз «Обезьяны», от которой все-таки ждешь жанровой серьезности хоррора — бесшабашность, с которой второстепенные (а иногда и не очень) герои умирают налево и направо после того, как зловещая детская игрушка начинает бить в свой барабан. Подробного смакования насилия здесь так много, что над всем этим тотальным нарушением хорошего вкуса остается только смеяться, а логических несоответствий так много (как кукла самостоятельно преодолевает расстояния, например?), что лучше просто принять эти условности как данность, чтобы скептик внутри не мешал смотреть.

Минус:

— Стивен Кинг написал свой рассказ 45 лет назад, но его экранизация так запоздала, что кажется вторичной смесью «Аннабель» с «Пунктом назначения».

Фото: Global Film

Подписаться: