search Поиск Вход
, 5 мин. на чтение

Почему все десять номинированных на «Оскар-2022» фильмов не должны его получить

, 5 мин. на чтение
Почему все десять номинированных на «Оскар-2022» фильмов не должны его получить

Каждый год на вручении «Оскаров» разворачивается интрига в голосовании за лучший фильм. По победителю судят о том, какая в этом году преобладает тенденция, которая повлияет на снимаемые в будущем картины.

Например, в 2010-м скромная по бюджету военная драма «Повелитель бури» Кэтрин Бигелоу победила всесильный «Аватар» Джеймса Кэмерона, ставший самым кассовым фильмом в истории кино (и забавно, что за 20 лет до этого Кэмерон и Бигелоу были женаты). Бигелоу стала первой женщиной в истории, получившей «Оскар» за режиссуру. Помимо этого Киноакадемия давала понять, что хоть она не прочь иметь в номинантах зрелищные блокбастеры, повышающие рейтинги телетрансляции церемоний, все же победителями хотят видеть фильмы, претендующие на звание произведения искусства и высказывающиеся на актуальные болезненные темы (в «Повелителе бури» речь шла о настоящей войне в Ираке, тогда как в «Аватаре» — об истреблении вымышленного коренного народа Пандоры). Или, например, в 2006-м «Оскар» получило ничем не примечательное «Столкновение» — это был единственный способ не наградить «Горбатую гору». Драму Энга Ли о ковбоях-геях тем не менее цитируют до сих пор, а «Столкновение» давно забыто.

За почти столетнюю историю «Оскара» мода, технологии, темы и общественное мнение менялись, но у «фильмов на “Оскар”» все же были характерные черты. В 1932-м «Гранд-отель» получил награду как лучший фильм года с единственной номинацией — исключительный случай в истории кино. Но именно «Гранд-отель» остался в памяти как картина, обозначившая изменения во вкусах зрителей в начале 1930-х — в эпоху Великой депрессии они все меньше хотели смотреть драмы о недоступной жизни королев и куртизанок в исполнении Греты Гарбо и все больше — о проблемах представительниц среднего класса, воплощенных новой тогда звездой Джоан Кроуфорд. Обе звезды играли в «Гранд-отеле», и различия в манере игры — старомодной театральной Гарбо и практичной витальной Кроуфорд — были очевидными.

«Гранд-отель» был лидером гонки в 1932-м. Каждый год есть такой один лидер, и дышащий ему в спину номер два только подчеркивает это лидерство. В 2017-м такой номер два — «Лунный свет» — обскакал лидера «Ла-Ла Ленд», в победе которого все были настолько уверены, что когда съемочную группу последнего ошибочно пригласили на сцену, никто не удивился. А после того как была признана ошибка и на сцену вышли авторы «Лунного света», не только устроителям церемонии, но и многим зрителям стало неловко.

Но в этом году такого лидера нет. То есть аналитики делают свои ставки, но такого фильма, как «Земля кочевников» в прошлом году, «Паразиты» в позапрошлом или «Король говорит» в 2011-м, среди нынешних номинантов не наблюдается. Все 10 картин имеют шансы, так что церемония вручения наград обещает сюрпризы. Но отсутствие лидера также означает, что в этом году просто нет «фильма на “Оскар”».

«Белфаст»

Само название черно-белого ретрофильма Кеннета Браны обещает масштабный рассказ о столице Северной Ирландии. Вместо этого мы получаем мемуары о детстве режиссера в девятилетнем возрасте. Мило, но картина скорее похожа на семейный альбом, чем на «фильм на “Оскар”».

Подробнее о фильме.

«CODA: Ребенок глухих родителей»

Эта не вышедшая в российский прокат симпатичная картина о 17-летней голосистой девочке Руби из семьи, члены которой глухи от рождения, начала свое победное шествие по фестивалям и кинопремиям больше года назад на кинофестивале независимого кино Сандэнс, где получила аж четыре заслуженные награды. На этом можно остановиться. Этот трогательный и жизнеутверждающий фильм идеален для Сандэнса, но мелковат для «Оскара».

«Не смотрите наверх»

Дюжина звезд первой величины ломает комедию в фильме Адама Маккея про глупое человечество, которое не может защитить себя от кометы. Все посмеялись и на следующий день забыли, но при чем тут «Оскар»? В любом случае Киноакадемия никогда не жаловала комедии.

Подробнее о фильме.

«Сядь за руль моей машины»

Два года назад южнокорейские «Паразиты», конечно, увезли четыре «Оскара». Но там бедная семья проникала в дом другой, богатой, фильм был смешным и полным экшна. В «Сядь за руль моей машины» три часа ставят Чехова по-японски. Есть опасения, что члены Киноакадемии заснули после первого.

Подробнее о фильме.

«Дюна»

«Оскар» регулярно пытается поднять свои падающие год от года телерейтинги (обычно безуспешно), номинируя нестыдные кассовые хиты вроде «Черной пантеры» в 2019-м или «Безумного Макса: Дорога ярости» в 2016-м. «Дюна» занимает «популярный» слот этого года, но послушайте, это даже не полный фильм, а затравка второй части, к тому же выхолощенная и скучная. «Властелину колец» дали хотя бы «Оскар» к третьей части, когда стало понятно, что Питер Джексон не подвел зрителей. Тут явно не тот случай, а у автора «Дюны» были куда более интересные фильмы, например «Убийца» 2015-го, но он тогда получил три номинации только во второстепенных категориях.

Подробнее о фильме.

«Король Ричард»

Драма про отца теннисисток Винус и Серены Уильямс сделана хорошо, и Уилл Смит сыграл главную роль прекрасно, так что вполне заслуживает «Оскар» за лучшую мужскую роль. Но фильм с бюджетом 50 млн долларов собрал в мировом прокате всего 38 млн почти за полгода, даже несмотря на то что сами знаменитые спортсменки подключились к его пиару. «Оскар» не любит проигравших.

Подробнее о фильме.

«Лакричная пицца»

Пол Томас Андерсон — прекрасный режиссер, и «Лакричная пицца» — талантливо сделанное посвящение 1970-м. Но фильмы Андерсона номинировались на «Оскар» и раньше, но ни разу его не получали. То они были слишком смелыми, как «Ночи в стиле буги», то слишком эстетскими, как «Призрачная нить». Ему постоянно не хватает одного шага от номинации до награды, и «Лакричная пицца» не настолько выдающаяся, чтобы помочь ему этот шаг сделать.

Подробнее о фильме.

«Аллея кошмаров»

Предыдущий фильм Гильермо дель Торо «Форма воды» получил четыре «Оскара», в том числе как лучший фильм года и за режиссуру. «Аллея кошмаров» — совершенный фильм, но он слишком изыскан для «Оскара». Это кино о кино, ремейк проходной драмы 1940-х с отличными актерскими работами, пусть и слишком стилизованными. Для «Оскаров» это скорее минус, к тому же при бюджете 60 млн долларов фильм собрал в прокате меньше 40 млн, то есть провалился, а жаль.

Подробнее о фильме.

«Власть пса»

Ковбойская история, снятая режиссером-женщиной — Джейн Кэмпион, получившей «Оскар» (правда, как сценаристка) за «Пианино» в 1994 году, — хорошая история реванша. Женщина возвращается в Голливуд с фильмом в исконно «мужском» жанре. К сожалению, «Власть пса» не тот триумф, которого можно было бы ждать от Кэмпион. Это неплохой фильм, не более того. Если он и получит «Оскар», то это можно объяснить лишь конъюнктурными соображениями, не имеющими отношения к кино.

Подробнее о фильме.

«Вестсайдская история»

Живой классик Стивен Спилберг переснял мюзикл, получивший аж 10 «Оскаров» в 1962-м, почти не добавив ничего нового, разве что наполовину колумбийскую актрису Рэйчел Зеглер в главной роли Марии вместо русской Натали Вуд в старой картине. Получилось почтительное посвящение старому Голливуду и самый скучный выбор «Оскара» — если «Вестсайдская история» его, конечно, получит. Спилберг уже не тот, что в 1990-е, и Киноакадемия даже не пригласила Рэйчел Зеглер на церемонию награждения. Плохой знак.

Подробнее о фильме.

Забавно, что «Список Шиндлера» Спилберга получил «Оскар» как лучший фильм года и за режиссуру в 1994-м, когда Джейн Кэмпион получила за сценарий «Пианино». Так что главный сюрприз 2022-го состоит в том, что за почти три десятилетия кино (и Киноакадемия) не так уж сильно и изменилось, раз выбор предстоит между Спилбергом и Кэмпион.

Подписаться: